20 мая, 2024

Павел Тулаев. «Искусство здоровья: история, теория, практика». РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ ШКОЛ. ЭЛЛАДА.

Возможно, что для некоторых читателей индийская, китайская и тибетская медицина кажутся такими же далёкими, как традиционное врачевание в индейской Америке или доколониальной Африке? Но вот мы переходим к опыту Европы. Надеюсь, что вам интересно узнать, кто был богом здоровья у эллинов или, например, кто такие Гигиея и Панацея?

Европейская учёность и западная наука в целом рассматривают в качестве своих культурных истоков достижения Древней Греции и Рима. Однако, сами эллины и римляне многому научились у более древних народов: шумеров, этрусков, египтян.

Древний Египет славился не только своим пантеоном богов и уникальной письменностью, но врачебными знаниями. Жрецы передавали их по линии преемственности, а примерно в III тысячелетии до Р.Х. записали на папирусах. Один из медицинских папирусов, составленных царем Атотисом, содержал описание человеческого тела, то есть был прообразом атласа по анатомии. Более поздние папирусы, приписываемые легендарному врачу Имхотепу, описывали приемы хирургического и магического лечения. Египтяне имели представление о сердечно-сосудистой и нервной системе человека, уподобляя её системе каналов. Они использовали преимущества гигиены, диетического питания, знали свойства лекарств, умели бальзамировать тела умерших.

Греческий историк Геродот называл египтян «самыми здоровыми из смертных», а неоплатоник Порфирий оставил интересное описание обычаев египетских жрецов. Он свидетельствует, что в своём стремлении к духовному, умозрительному знанию они старались воздерживаться от издержек обыденной жизни и строго соблюдали священные каноны. «Ведь постоянное пребывание в божественном знании и помышлении [о божественном] ставит вне всяческой корысти, унимает страсти, направляет жизнь к сознанию. А полная праведность и бескорыстие [способствовало появлению] простоты, скромности, воздержания и стойкости».  Они вели простой образ жизни, постились, воздерживались от вина, проводили очистительные обряды, трижды день совершали омовение холодной водой. «Не пользуясь никакими лечебными средствами, [жрецы] проводили жизнь в здравии и были полны сил»

ЭЛЛАДА

Эллинский бог Гермес, покровитель магии и астрологии, посредник между небом и землей, провожающий души душ смертных в подземное царство Аида, – имеет египетское происхождение. Ему под именем Гермеса Трисмегиста приписываются трактаты гностической традиции (от греческого gnosis – знание, учение).

В античной Греции наиболее почитаемым богом здоровья был Асклепий, легендарный сын Аполлона и Корониды, внук Зевса и Латоны. В его чудесном рождении принимали участие Афина, Артемида и Гермес, а медицинским знаниям будущего врача научил мудрый кентавр Хирон, воспитатель Геркулеса и Ахиллеса. Здесь очевидна связь эллинских богов с Гипербореей, Великой Скифией и Киммерией, нашей прародиной. В связи с этим напоминаю, что Будда Шакьямуни был родом из скифского рода Сакья.

Асклепию (у римлян – Эскулапу) приписывают многие медицинские заслуги. Он лечил больных и раненых с помощью целебных трав, змеиного яда, а также живой и мёртвой водой, буквально воскрешая людей из мёртвых. По преданию, Асклепий ходил с посохом, обвитым змеёй. Этот посох стал международным медицинским символом, подобным Красному Кресту.

О исцелитель всеобщий Асклепий, Пэан-всевладыка!

Ты ворожишь над людскими болезнями, полными муки,

Ты, облегченье дарящий, могучий, несущий здоровье,

Ты прекращаешь болезни, и смерть ты и Кер прогоняешь,

Отрок цветущий, от зол защищаешь и счастье приносишь,

Феб-Аполлон твой отец, о мощный, блистательный славой,

Ты, ненавистник болезней, Гигии супруг беспорочный.

Добрый конец подари нашей жизни, спаситель блаженный!

Дети благородного Асклепия тоже стали врачами, почитаемыми наряду с богами. Его наиболее знаменитые дочери – Гигиея (богиня здоровья) и Панацея (всецелительница), а сын Махаон – главный врач ахейцев в Троянской войне. Они были прославлены в орфических гимнах и поэзии Гомера.

Великолепные целебницы, своей архитектурой подобные храмовым комплексам, назывались Асклепионами (см. заставку на с. 24). По сути, они аналогичны современным госпиталям или санаториям. Здесь на пациентов составлялись специальные таблицы для стории болезни, и с их помощью проводилось лечение.

Медицинские знания можно найти у многих философов классической Эллады. Например, Пифагор (580-500 до н.э.), обучавшийся в Египте нумерологии и другим магическим наукам, распространял учение о вселенской гармонии и музыкальном ладе, которые лежат в основе здоровья и долголетия.

 Пифагор подавал личный пример в целомудренном образе жизни, доходившем до аскезы. Он придерживался вегетарианской диеты, употребляя в пищу преимущественно фрукты и овощи с хлебом. Периодически голодал: от нескольких суток до 40-дневного поста, чего требовал от своих последователей. Мудрец считал, что лечебное голодание способствует усилению умственных и творческих способностей.

Его ученики образовали тайное общество пифагорейцев, где особое значение придавалось мере, в математическом и философском смысле. Из поколения в поколение передавались так называемые «Золотые стихи (или правила) Пифагора», где кратко, в поэтической форме были обобщены заветные мысли Учителя:

Страсти свои побороть свыше дана тебе сила,

Так обуздай же в себе мощным усилием воли

Алчную жадность, и лень, похоть и гнев безрассудный.

Равно один и при людях, бойся дурного поступка;

Больше всего же стыдиться должен ты сам пред собою.

Далее излагалась целая система этики, в основе которой лежали принципы мудрости, скромности и меры во всём.

Последователем Пифагора считается Алкмеон Кротонский (5 век до н.э.) – автор первого медицинского трактата на древнегреческом языке «О природе». Алкмеон изучал физиологию, эмбриологию и психологию с эмпирической точки зрения, в их связи с общей биологией. Он изучал анатомию изучал животных и на их примере доказал существование нервной системы, где ведущую роль играет мозг. Человека он рассматривал как микрокосм, то есть монаду макрокосмоса. Болезни, по его мнению, происходят от нарушения равновесия сил и лечатся по принципу борьбы противоположностей.

Другим знаменитым пифагорейцем-целителем был Эмпедокл (ок.490 до 430 г. до н.э.). О нем ходили легенды как чудотворце, воскресавшем людей из мертвых. Эмпедокл учил о множественности причин или корней (архэ). Боги, подобно природным стихиям, находятся в постоянном движении, включая в свой круговорот и людей. Источником движения являются противоположные полюса: Любовь и Ненависть, Добро и Зло. К здоровью приводит путь очищения и искупления, равный победе Любви и Добра.

Знаменитый философ Платон (427-347 до н.э.), ученик Сократа, разделял медицину на истинную и ложную. Первая основывается на лечении диетой, воздухом и солнцем, поэтому создаёт предпосылки для здоровья. А вторая – врачует болезни, формируя иллюзию здоровья, его призрак.

Самый почитаемый врач Эллады – Гиппократ (460 до н.э. – 377/356 до н.э.). Он вошел в историю как «отец медицины».  Врачи всего мира учат наизусть или, по крайней мере, читают при посвящении в профессию знаменитую «клятву Гиппократа», представляющую собой квинтэссенцию медицинской этики.

Принадлежа к династии легендарных Асклепиев, Гиппократ родился на острове Кос, где находился Асклепион. Здесь будущий врач получил соответствующее образование и практику, обследовал больных, прослеживал течение болезней, ставил диагноз на основе истории болезни.

В частности, Гиппократ разработал типологию темпераментов, связав их с типом доши. По его теории, у холериков преобладает желчь (питта), у флегматков – флегма (капха), у сангвиников – кровь (вата), а у меланхоликов наблюдается избыток чёрной желчи.

В целом великий потомок Асклепиев придерживался принципа «Врач лечит, природа исцеляет», возлагая надежду на внутренние силы пациента. Гиппократу приписывают несколько крылатых выражений. Самое знаменитое из них – это заповедь врачу: «Не навреди!».

В истории медицины важное место занимает классический труд под названием «Hyppokratiki sillogi», что переводится как Гиппократовский корпус.  Сборник включает около 60 медицинских трактатов, написанных в различном стиле на ионийском диалекте греческого языка дохристианской эпохи. Некоторые ученые считают, что корпус составил сам потомок Асклепиев, включив туда несколько своих сочинений. Другие утверждают, что сборник «Hyppokratiki sillogi» был составлен не ранее III века до н.э. в Александрийской библиотеке, где хранились ценные труды со всего мира. В любом случае, речь идёт об уникальной энциклопедии.  В ней представлены все основные направления лечебного искусства: общая медицина, анатомия, физиология, патология, диетология, прогностика, терапия, хирургия, глазные болезни,  акушерство,  гинекология,  педиатрия, а также философия и этика как мировоззренческая основа.

Гиппократовский сборник неоднократно переписывался и переводился на другие языки, став важнейшим источником медицинских знаний в Римской Империи, средневековой Европе и арабском мире.  Напечатан он был впервые на латыни под названием «Coprus Hyppokraticum» в 1523 году, после чего его популярность еще более возросла.  Составленный за три века до нашей эры, он оставался популярнейшей энциклопедией до Нового времени, наряду с врачебными канонами римлянина Галена и араба Авиценны.

Одной из главных идей античной медицины была теория жизненной энергии, или  «природного жара», разработанная Сократом, Гераклитом и Парменидом.  Анализ трудов Гиппократа, особенно его сочинение “De diaeta” (“О диете”) показывает, что он принимал гипотезу, объясняющую старение человека и многие расстройства организма потерей “природного жара”. Пробуждения внутренних сил и духовной энергии можно достичь с помощью умеренного питания и очищения организма. Всякий излишек противен природе.

Великий философ Аристотель (384–322 гг. до н. э.), посвятивший теме здоровья отдельный труд под названием “De juventute et senectute” (“О молодости и старости”) считал, что старение вызывается постепенным расходованием “прирожденного тепла”, которым располагает каждое живое существо с начала его индивидуальной жизни. Центром и мотором этого жара является сердце. Оно разносит тепло через кровеносные сосуды по всему телу, оживляя его члены и органы.

Особо следует сказать о Феофрасте из Эреса (372-288 гг. до н.э.), ученике и друге Аристотеля. Он был настоящим энциклопедистом, и после смерти великого учителя возглавил в Афинах перипатетическую школу.  Один из его знаменитых трудов посвящён человеческим характерам. Но нас в данном контексте более интересует его трактат «Исследование о растениях».

Внимательно изучив их свойства на основе трудов предшественников и личного опыта, он подробно описывает примеры, разнообразные по географии:

«На долю каждой страны, по-видимому, приходятся свои лекарственные растения; разница только в их количестве. В северных, южных и восточных областях растут травы, обладающие изумительными свойствами. В Эфиопии есть смертоносный корень, которым жители натирают свои стрелы. В Скифии есть и этот корень, и множество других: одни убивают человека, их отведавшего, сразу, другие постепенно, при этом одни в короткий срок, а другие заставляют его чахнуть в течение длительного периода.  В Индии имеется еще много и других видов, но самыми замечательными растениями, если только рассказывают правду, являются два, из которых одно заставляет кровь вытечь и как бы убежать, а другое вновь собирает и притягивает ее к себе. Говорят, что в этих растениях нашли лекарство от смертельных змеиных укусов. Во Фракии есть немало и других трав, но самой большой силой обладает та, которая останавливает кровь и о которой одни говорят, что она может остановить ее и не дать ей вытечь только в том случае, если жила только проколота, а другие, что и в том, если она сильно разрезана».

Феофраст перечисляет также некоторые благовония из Азии и солнечных стран, названия которых известны и нам: корица, кардамон, бальзам, мирра, лотос, ирис, стиракс, шафран, укроп.

Вообще лекарственные растения, по убеждению ученого эллина, лучше из мест сухих и холодных, расположенных к северу. У одних полезны корни, а у других – стебли и листва. Из растений и их плодов делают амулеты, но это скорее дань обычаю.

Травы оказывают воздействие не только на тело человека, но и на его душевное состояние. Одни травы укрепляют организм, другие – слабят. Одни возбуждают, а другие – успокаивают. Те, что полезны для воинов, не подходят роженицам. Из некоторых растений делают лекарства, а из иных – яды, поэтому покупать их и продавать не дозволено.

На людей, привыкших к лекарствам, они действуют слабее или вовсе не оказывают никакого действия. Даже яды по-разному воздействуют на организм людей различного возраста, происхождения и пола.

Следует также учитывать, что у каждого растения свой срок хранения. Одни лекарственные растения сохраняются дольше, другие быстро портятся.  Например, корни, в которых есть сладость, полежав, становятся добычей червей, а с теми, которые остры на вкус, такого не случается. Просто со временем они становятся рыхлыми и сморщенными, их действие ослабевает.

Достижения древнегреческой фармакопеи обобщил Диоскорид, живший в первом веке по Р.Х.  По профессии он был военным врачом, много странствовал вместе с римской армией императора Нерона и увлёкся изучением лечебных свойств растений. Главный труд Диоскорида по латыни называется «De materia medica». Он содержит описание более 1000 медицинских препаратов, растительного, животного и минерального происхождения. По типологии это специи, масла, мази, соки, смолы, мёды, фрукты, овощи, травы, корни, соки, молочные продукты, вина и металлы. При составлении своего справочника фармацевт опирался на собрание рецептов Кратеуса, греческого врача и аптекаря, служившего личным врачом у понтийского царя Митрадата VI Евпатора, а также другие коллекции. Добросовестность и энциклопедизм Диоскорида сделали его фундаментальный труд главным источником по ботанике и фармакологии на многие столетия. Рукопись «De materia medica» неоднократно переписывалась, переводилась на иностранные языки, публиковалась с иллюстрациями и комментариями.

Античная Эллада была крупнейшим культурным и научным центром Европы, что определялось её выгодным географическим положением, развитой системой коммуникаций и международных связей. Язык Гомера считался классическим и изучался в качестве основы образования, как латынь в эпоху средневековья и нового времени.

ЭТО БЫЛ РАЗДЕЛ ИЗ КНИГИ П.В. ТУЛАЕВА «ИСКУССТВО ЗДОРОВЬЯ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА». ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.