20 мая, 2024

Павел Тулаев. «Искусство здоровья: история, теория, практика». ОТ РИМА ДО ВИЗАНТИИ.

Образованные эллины не обладали монополией медицинских знаний в Средиземноморье. Искусством врачевания прославились также этруски (тиррены), народ азиатского происхождения, колонизовавший после Троянской войны часть Апеннинского полуострова и заложивший основы римской цивилизации. Тиррены, то есть потомки жителей низовья реки Тирас (ныне Днестр), были известны как хорошие травники, знатоки целебных свойств растений.  Эсхил в одной из своих элегий говорит о Тиррении как о стране, богатой лекарствами: «Родом тирренец: лекарств знают науку они».

У этрусков была развита хирургия, в частности стоматология, о чем свидетельствуют археологические раскопки. Всемирную знаменитость получила бронзовая модель овечьей печени из Пьяченцы, датируемая II веком до н.э.  На печени начертаны 40 надписей, сгруппированных в 16 секторах по количеству этрусских богов. Каковы были функции этой модели, остается только догадываться. Возможно, она имеет отношение к медицинской астрологии, а может быть, предназначена для гадания?

Пантеон этрусков, почти целиком заимствованный римлянами, включал богиню Уни (латинскую Юнону). Её культ был связан с воспроизведением рода и женской мудростью. Уни изображалась со змеёй, подобно эллинским и скифским богиням.  Праздник Уни/Юноны под названием Матроналии справлялся 1 марта специальными жрицами – фламинами.

Римская Империя, сформировавшаяся на рубеже старой и новой эры, подчинила себе многие соседние народы, частично освоив их достижения.  Римские аристократы выращивали вокруг своих домов красивые сады и цветочные клумбы. Зимой они зажигали благовония и натирали тела лечебными маслами. Шикарные бани (по-римски – термы) из места для купания превратились в места общения друзей, где даже обсуждались дела государственной важности. Во время пиров богатые римляне возлежали на специальных топчанах, смакуя деликатесы и обсуждая качества вин.

 Медицина изучалась, преимущественно, по греческим источникам.  Они хранились в крупных библиотеках таких городов, как Александрия (Египет) или Пергам (Малая Азия), имевших значение академий, а также в Асклепионах.

В Александрии, соединившей древние традиции Азии, Африки и Европы, сложилась самобытная медицинская школа. Её расцвет попадает на III век до Р.Х., когда получили признание труды Герофила из Халцедона и Эрастрата из Хиоса (оба эллинской образованности). В 48 – 47 годах до Р.Х.  во время вторжения в Египет римский император Юлий Цезарь разорил богатейшую библиотеку Александрии. Некоторые врачи вынуждены были переехать в Рим, забрав с собой часть спасённых книг, но всю богатейшую коллекцию, насчитывавшую несколько сот тысяч ценных пергаментов, восстановить не удалось.  Другой крупный ущерб Александрийской библиотеке был нанесён римским императором Аврелианом, который в 273 году н.э. разрушил и сжег главное здание.  Попытка сохранить ценную часть коллекции в храме Сераписа только на время решила проблему хранения. После нападения на языческий храм фанатично настроенных христиан в 391 году, а в VII–VIII веках – мусульман там не осталось никаких следов от библиотеки.

В Пергаме родился легендарный римский врач и философ Гален (129 или 131 – 200 или 217), которого император Марк Аврелий назвал «первым среди врачей и уникальным среди философов». Будучи сыном состоятельного архитектора греческого происхождения, он с юных лет получил прекрасное образование у лучших ученых своего времени. Окончив Александрийскую школу медицины, Гален продолжил учебу и практику в других городах империи. Свою медицинскую карьеру молодой аристократ начал с должности врача гладиаторов, спасая многие жизни раненых. Однако вскоре он получил признание у римской знати и был назначен личным врачом императоров.

Заслуги Галена как медика огромны.  Он создал более 400 трудов по врачеванию и философии, из которых до нашего времени дошло около 100. В них систематизированы сведения по анатомии, фармакологии, физиологии, хирургии и другим направлениям медицины, накопленные античной наукой. В частности, Гален описал около 300 мышц человека (в чем ему помог опыт оперирования гладиаторов); досконально изучил нервную систему и доказал, что именно головной мозг, а не сердце являются «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности». В сочинениях Галена упомянуты более 300 растений, 80 животных и 60 минералов, что свидетельствует о его обширных знаниях. 

С юных лет у римского мудреца сформировалась привычка много читать и изучать. Книги он не только собирал, но тщательно систематизировал, оставив после себя одну из лучших библиотек с подробным каталогом.

Хотя опытному врачу приходилось не раз спасать людей от близкой смерти, а во время эпидемий лечить страшные инфекционные заболевания, типа чумы, он придавал первостепенное значение диете, общей профилактике и гигиене. «Тысячи и тысячи раз я возвращал здоровье своим больным посредством физических упражнений», – любил повторять Гален. А по поводу питания он говорил: «Вставайте из-за стола слегка голодными, и вы будете всегда здоровы».

Процесс старения, по его мнению, связан с потерей “природного жара”, что находит своё выражение в уменьшении влажности тела. Гален сопоставил наблюдения над снижением температуры и клинические данные по потере воды стареющим организмом. В результате он пришёл к выводу, что у старых людей уменьшается количество крови, в результате чего уходит основное «топливо», поддерживающее огонь жизни.

Именно тщательно продуманная система, доведенная до логического учения, сделала медицинские труды Галена классическими. Сотни лет врачи и университетские студенты Европы пользовались ими как учебниками. Его авторитет был настолько непререкаем, что в эпоху средневековья Галена называли «папой Римским медицины». Книги «первого среди врачей» переводили и изучали в Византии, Сирии, в арабских странах. Подобно индийской энциклопедии «Аштанга Хридая самхита», труды Галена стали источником многих более поздних медицинских сборников, например, «Канона врачебной науки» Авиценны.

Прямой наследницей античной культуры древней Греции и Рима, а шире – многих населявших её народов была Византийская империя. Развитие медицины здесь находилось на высоком уровне и её изучение входило в полный курс высшей школы, наряду с математикой, геометрией, астрономией, музыкой, грамматикой, диалектикой и риторикой. Так называемые «семь свободных искусств» стали основой университетского образования в западной Европе на многие века.

В Александрии, Афинах, Бейруте и других городах империи Ромеев процветали врачебные центры, где были свои авторитеты и учителя. Распространение христианства, конкурировавшего с язычеством, привело к созданию монастырских больниц, подчинявшихся церковному уставу. Городская архитектура предусматривала сложную систему санитарно-технических сооружений: водопроводов, сточных каналов, гигиенических цистерн и бань. Бани, где постоянно имелась горячая вода, в восточной империи не играли роль общественно-политических клубов, как это было в Риме. Они становились центрами врачевания.

Византия выдвинула много талантливых учёных и специалистов высокого класса. Одним из самых выдающихся врачей эпохи поздней античности был Орибасий (IV-V века) из Пергама, личный врач императора Юлиана Отступника. По государственному заказу Орибасий составил энциклопедический труд «Врачебное собрание» в 72 книгах, где систематизировал медицинское наследие от Гиппократа до Диоскорида. Его полная версия не сохранилась, зато до нашего времени дошёл «Синопсис» (краткое обозрение) в 9 книгах, который был переведенов V веке на латынь и многие столетия служил в качестве учебника.

Продолжателем дела Орибасия был Аэций, христианин, служивший придворным врачом и начальником свиты у императора Юстиниана. Его руководство по медицине под названием «Четверокнижие» обобщает труды греческих, римских авторов классиков, а кроме того содержит рецепты из египетской и эфиопской традиции.

Другими авторитетами Византии были «врач Александр», точный диагностик, критик Галена и сторонник профилактики, чей 12-томный труд переводили не только на латынь, но и на восточные языки, а также Павел с острова Эгина, автор двух больших сочинений, одно из которых служило учебником по хирургии до эпохи Нового времени.

Медицинские инструменты

Популярным сводом знаний среди византийских целителей было уже упомянутое сочинение Диоскорида «De materia medica». В VI веке в Константинополе была создана иллюстрированная версия рукописи, содержащая описание лекарственных средств.  Её украшают 435 рисунков растений и животных, а также 14 портретов знаменитых античных врачей. Рукопись была вновь обнаружена в Стамбуле в XVI веке и теперь хранится в Австрии под названием «Венский Диоскорид».

ЭТО БЫЛ РАЗДЕЛ ИЗ КНИГИ П.В. ТУЛАЕВА «ИСКУССТВО ЗДОРОВЬЯ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА». ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.