Независимо от ведической традиции складывалась древняя китайская медицина, у истоков которой стоят «три великих»: Шень-Нун, Фу-си, Хуан-ди (их имена даются в разных транскрипциях).
В незапамятные времена китайцы уже изучали целебные свойства трав, культивировали чай как бодрящий напиток, знали об омолаживающих свойствах корня Жэнь-Шень. Древнейшая фармакопея с гербарием «Шень Нун Бэнь-цао» (травник Шень Нуна) содержит описание 365 лекарственных трав и растений, а его более поздние версии и издания – более тысячи названий.
Около 5 тысяч лет назад китайцы изобрели своеобразную систему письменности (иероглифы), составили сельскохозяйственный календарь, создали свою музыкальную грамоту и несколько философских школ.
Самое почётное место в китайской традиции занимает этическое учение Конфуция (551—479 до н. э.), записанное его учениками в форме притч и афоризмов. Оно придаёт большое значение гармонии в человеческих отношениях, гуманизму в мыслях и поступках, поэтому важно для формирования мировоззрения личности в целом.
Ещё будучи студентом, я запомнил следующее высказывание китайского Учителя: “Среди трёх, идущих по дороге, обязательно найдётся тот, у кого я могу поучиться. Я возьму от Него всё доброе и буду следовать Ему, и всё недоброе я исправлю!”.
Одна из наиболее известных философских школ – даосизм, учение о великом Дао (буквально по-китайски – путь), о всеобщем Законе и Абсолюте. Оно изложено в трактате «Дао дэ цзин» (IV—IIIв. до н. э.), автором которого считают мудреца Лао-цзы. Согласно этому учению, Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него. Древняя школа даосизма получила развитие в классическую эпоху.
Основателем национальной школы врачевания считают Хуан-Ди, легендарного первопредка китайцев и обожественного императора. Ему же приписывают авторство первых медицинских трактатов «Нэй цзин», то есть «Книга и внутреннем», хотя записаны они были в более позднее время.
По традиционным представлениям китайцев человеческий организм подчинён закономерностям природных циклов, больших и малых ритмов. Поэтому жизнь развивается по принципу космического резонанса. Два противоположных полюса (инь и ян), три сферы (небо, земля и человек), пять элементов, составляют основу, от которой зависит здоровье личности.
В далёкие времена уже были известны жизненные важные точки человеческого тела (мармы), а также искусство воздействия на них путём массажа, иглоукалывания (акупунтура) и прижигания (мокса).
В китайской диагностике, как и в аюрведе, большое значение придается изучению пульса пациента. Эти глубокие знания обобщил в VI веке до н.э. врач Бянь Цио, автор классического «Трактата о болезнях». Позже они распространились по всему цивилизованному миру:
«Пульс равномерный, четкий – вот основа
Того, что сердце молодо, здорово.
Вмиг вызывает пульса колебанье
Болезнь любая иль недомоганье.
По нарушению сердцебиенья
Недуг распознается без сомненья». (Ибн Сина)
Китайскую оздоровительную систему Ци-Гун можно сравнить с йогой и пранаямой. Понятие Ци — означает жизненную энергию, подобную пране. Она является основой существования человека. Регулируя Ци с помощью специального комплекса упражнений, в том числе дыхательных, можно положительно воздействовать на свое тело и психику, контролируя энергетические потоки. Ци Гун – это духовное учение, где большую роль играют ум, душа, нравственное поведение. На его основе созданы национальные школы боевых искусств, доводящие умение управлять человеческим телом до высочайшего мастерства.
В эпоху средневековья достигла расцвета Тибетская медицина, сочетающая духовные достижения Китая и Индии. Здесь с древних времен особо почитается богиня Тара (Спасительница), имеющая множество воплощений. Белая Тара является символом духовной чистоты и мудрости, а Зелёная Тара – побеждает демонов зла и способствует укреплению здоровья. Её краткая мантра звучит так: “ОМ ТАРЕ ТУ ТАРЕ ТУРЕ СОХА”.
Классическим каноном тибетской медицины, стал труд под названием «Чжуд-Ши» («Четыре тантры»), который составил в XII веке Ютог Йондан-гонпо. Он основан на традиции индийской аюрведы и достижениях китайских мудрецов. На русский язык этот священный трактат впервые перевёл и прокомментировал знаменитый российский врач бурятского происхождения Петр Александрович Бадмаев, живший в Санкт-Петербурге в конце XIX – начале XX века.
Изучив и обобщив неисчислимое множество болезней, что происходят в организме, в частности расстройств питания, тибетская школа пришла к выводу, что их причины в целом разделяются на общие и частные. «Нет возможности перечислить причины каждого расстройства, поэтому общей причиной всевозможных расстройств должно считать неведение, т. е. отсутствие знания о самом себе. Частными причинами расстройств питания следует считать те, которые происходят: 1) от неумения управлять своими страстями; 2) от отсутствия истинной доброты и 3) от незнания вообще и от незнакомства с врачебной наукой в частности, расстраивающих восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очищение-расходование воздуха, жизненные процессы желчи и слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы».
Согласно «Чжуд-Ши», синтез соответствующих способов лечения основан на учёте усиления и ослабления энергии, так называемой «жизненно-живой теплоты». При усилении врачи прибегают к четырем охлаждающим способам, а при ослаблении – к четырем согревающим способам лечения. Это пищевые вещества, образ жизни, лекарственные средства, наружные способы лечения.
Общепризнанным шедевром Тибетской школы медицины считается иллюстрированный атлас «Вайдурья-онбо» (XVII век), только недавно изданный в России в полном переводе. Он представляет собой подробный комментарий к древнему трактату «Чжуд-ши» и имеет символический подзаголовок «Гирлянда голубого берилла». Энциклопедические сведения здесь сопровождаются цветными изображениями анатомии человека, целебных растений и инструментов врачевания. Среди многочисленных советов и рецептов есть специальный раздел «Здоровый образ жизни».
В наше время широкое распространение получил тибетский массаж, а также гималайская ароматерапия, хотя лечение с помощью запахов известно испокон веков во многих регионах.
Распространением знаний и практикой древней традиции «сориг» занимается Международная академия традиционной тибетской медицины во главе с доктором Нида Ченагцангом.
ЭТО БЫЛ РАЗДЕЛ ИЗ КНИГИ П.В. ТУЛАЕВА «ИСКУССТВО ЗДОРОВЬЯ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА». ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.