20 мая, 2024

Павел Тулаев. «Искусство здоровья: история, теория, практика». СКИФЫ И ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ.

Любопытно рассмотреть историю врачевания у тех древних народов, которые были нашими пращурами, то есть давними предками. Таковыми считаются скифы, венеды, сарматы, славяне. Мы связаны с ними нитями генетического родства, общей территорией и культурным наследием.

Наиболее архаичным суперэтносом, включавшим многие племена иранского, среднеазиатского и кавказского происхождения, были скифы (по-другому называемые «саки»). Свою родословную они возводили к титану Гераклу и считали одним из своих предков легендарного царя Ахиллеса, главного героя «Илиады» Гомера. Античные изображения скифов, подтверждённые данными археологии, свидетельствуют, что антропологически эти племена относятся к европеоидной расе.  По Гиппократу, они были долихокефалами (длинноголовыми), и даже имели особый обычай вытягивать форму черепа с помощью бандажей и других приспособлений.

Следует различать Великую и Малую Скифию. В VII до н.э. скифская конница, пришедшая из сердца Евразии, стала теснить киммерийцев в Причерноморье, покорила Малую Азию, Ассирию, Палестину, а затем, повернув на северо-запад, вторглась в пределы славян и балтов, дойдя до Янтарного (Венетского) моря и междуречья Одры и Лабы. Великая Скифия, раскинувшаяся от Волги до Дуная, была хорошо известна античным авторам. Малая Скифия, включавшая нынешнее Приазовье и Крым, подробно описана историком Геродотом и географом Страбоном. Жителей этого южного региона иногда называли тавро-скифами. Их столица – Неаполь – находилась на месте нынешнего Симферополя.

Всему миру скифы были известны как воинственные кочевники, опытные охотники, скотоводы и пахари.  Однако их древняя цивилизация не сводилась к завоевательным походам и натуральному хозяйству. В пограничных греческих городах-полисах они активно торговали своими продуктами, развивали ремесла. Скифские ювелиры научились делать великолепные украшения из золота и драгоценных камней в так называемом «зверином стиле».

К IV в. до н.э., когда в Европе возвысились Афины, Великая Скифия стала соперницей Эллады и успешно вела войны на западе. Позже скифское государство в Таврии вошло в состав Понтийского царства и попало под влияние Византии. История сохранила для нас имена не только легендарных царей, таких как Атей, Скилур, Савмак, но и предания о скифских философах.

Древнейший из них по имени Анахарсис, благородного происхождения, жил в VII-VI веках до н.э. Его высказывания приводятся в «Пире семи мудрецов» Плутарха. Анахарсиса называют «здравомыслящим и многознающим», ведающим правила питания и очищения организма. Он учил жить по законам божественной природы, которые выше человеческих, подчёркивая при этом значение духовного мира. «Тело есть орудие души, а душа – орудие бога», – говорил мудрец.

Другой античный писатель Диоген Лаэртский посвящает Анахарсису небольшой раздел в своей книге о жизни и учениях знаменитых философов. Там приведены остроумные высказывания благоразумного скифа о речи и вине. «Язык, одновременно украшает и позорит человека». «Виноградная лоза приносит три грозди: наслаждения, опьянения и омерзения». На посмертной статуе Анахарсиса написано: «Обуздывай язык, чрево, уд».

С употреблением вина связаны многие античные легенды. В эллинском мире была развитая культура виноделия. Знатоки различали полезные, вредные и целебные сорта винограда. У кочевников эта сельскохозяйственная традиция была тоже известна испокон веков. Но понимали они её по-иному, по крайней мере, в восприятии греков. Например, Геродот описал древний обряд скифов клятвенного договора, скреплённого вином и кровью побратимов. Есть упоминания о жертвенном вине, о тостах, произносимых во время застолий, о пьяных попойках. Эллинов удивляла привычка восточных соседей пить вино, неразбавленным водой, как это полагалось в аристократическом обществе. Отсюда возникло выражение «пить по-скифски», то есть покрепче.

Гиппократ рассматривал скифов как многочисленный и самобытный народ, населявший огромные территории легендарной Гипербореи: от Рипейских гор (Урала) до Венетского (Балтийского) моря. Там дуют холодные, северные ветры, часто идёт дождь, а зимой всё покрыто снегом и льдом. «Отец медицины» размышлял о том, как влияет на здоровье кочевников образ их жизни и среда обитания, то есть сама местность, воздух и вода. По его мнению, постоянная верховая езда растягивает бедра, приводит к хромоте и опухолям, а вкупе с половым воздержанием приводит к импотенции и бесплодию. Однообразная пища с избытком молочных продуктов и мяса делает тело тучным, а живот – мягким. Другая причина болезней – избыточная влага в течение многих месяцев года. Она приводит к полноте, ожирению и мясистости тела.

Интересно размышление Гиппократа о значении прижиганий, которые кочевники делали на груди, плечах, бедрах, руках и т.д. Эти процедуры якобы высушивали влажные части тела и укрепляли его. Только не совсем ясно, о каком виде лечебного травмирования тела идёт речь: точечных прижиганиях с помощью высушенной полыни (moxa) или акупунтурных иглах?

Вряд ли можно переносить данные греческого медика на все скифские народы, потому что у разных племён обычаи были не одинаковые. Например, савроматы, обитавшие вокруг Меотиды (Азовского моря) и выше Борисфена (Днепра), по сведениям других авторов, питаются разнообразно и не переедают. Наоборот, они регулярно постятся, принимая пишу через два дня на третий.

Праведный образ жизни вёл скиф Абарсис, жрец Аполлона и ученик Пифагора, пришедший в Элладу из Гипербореи. А бывший раб Пифагора по имени Замолксис, родом из Фракии, после своего освобождения прибыл к гетам, где стал распространять учение о бессмертии души.

Историк Гая Плиний в своей «Естественной истории», содержащей между прочим энциклопедические сведения о лекарствах из растений и животных, передаёт интереснейшие сведения о царе Митридате VI Евпаторе. Он объединил под своей властью в I веке до н.э. владения Боспора, Херсонеса и прилегающих к ним Причерноморских государств, где ведущую роль играли скифы. Могущественный Царь создал крупнейшую по тем временам Понтийскую державу, которая стала конкурентом Римской Империи.

Митридат, в соответствии с выдающимися качествами своего ума, в особенности интересовался многими науками, в особенности –  медициной. Собирая по отдельности знания о врачевании у своих подданных, населявших значительную часть земли, он оставил в своей потайной комнате шкаф с образцами лекарств и описанием их действия. Там наряду с другими упоминается трава, которая называется «скифской». Она произрастает вокруг Меотиды, имеет очень сладкий вкус и чрезвычайно полезна против удушья, так называемых астм. Если держать эту траву во рту, люди не чувствуют жажды и голода.

Специально для Митридата были написаны книги прославленного врачебным искусством Асклепиада, когда тот, будучи вызван им из Рима, послал их царю в качестве наставлений.

«Только ему пришло в голову ежедневно, предварительно приняв обезвреживающее лекарство, пить яд, чтобы этот последний в силу привычки сделался безвредным, – сообщает Гай Плиний. – Именно Митридатом открыты виды противоядий, из которых одно даже сохраняет его имя».

Загадки древней Скифия описываются не только историками и географами. Они стимулировали фантазии современных писателей, которые создают новые легенды о «скифской» магии, языческих обрядах, амулетах, благовониях, медитациях и т.п.

То же самое происходит с наследием древних славян. Исторические реконструкторы и неоязычники произвольно домысливают достоверные и сомнительные сведения, а порой просто сочиняют свои собственные мифы и целебные системы под видом «славянских». Вместе с тем, многие подлинные факты и события остаются за пределами общественного внимания. Приведу несколько примеров.

Родственный славянам народ венеты (венеды) почитал богиню Рейтию. Она была покровительницей мудрости, медицины, ремесла, по качествам подобная этрусской Менрве и римской Минерве.  По звучанию её имя (Reitia) близко к семантическому ряду Рита, Рея, Фрея, то есть к именам Небесных Цариц.

Богиня Рита (санскр. Rtá) – символ небесного закона, коловращения божественного и человеческого миров. Год называется в Ригведе «колесницей Риты с 12-ю спицами». Её постоянными спутниками и хранителями были Адитьи – 12 детей, символизировавшие месяцы года и соответствующие им зодиакальные созвездия. Солнце считалось глазом Риты.

Космогонические атрибуты присутствуют на архаичных изображениях Рейтии у венетов и этрусков. Небесная богиня управляет солнечной колесницей, запряженной лебедями, или ладьей, которую везут по космическому океану утицы (гуси-лебеди). 

Фигурки Рейтии из бронзы и обожженной глины найдены археологами на обширной территории: от Юлийских Альп и Адриатики до Паннонии и Иллирии, где жили венеты – предки славян. В местах раскопок обнаружены предметы, похожие на медицинские, а также граненые чертала и таблицы с надписями на венедском: ME GO DONASTO REJTIJAI (Словен. Jaz ga donasam Rejtiji), то есть «я это приношу (жертвую) Рейтии».

Возможно, что культ Рейтии был связан с лунными циклами и родами, что сближает её с Норейей (Noreia), богиней плодородия, здоровья и общего преуспевания, особо почитаемой в Норике. Другие аргументы свидетельствуют о ее схожести с Минервой (Афиной), поскольку именно она заменила Рейтию в римскую эпоху.

После наступления христианской эры образ Царицы Небесной стала выражать Пресвятая Богородица (Santa Maria). Архаичное изображение Рейтии, молящейся с поднятыми в небо руками, напоминает Оранту, один из канонических образов православной Богородицы.

Древние славяне, населявшие с античных времен центральную, северную, восточную, а затем и южную часть Европы, имели развитую традицию народной медицины, хранителями которой были знахари, травники, целители, ведуньи. Они знали лекарственные свойства растений, очищали организм и лечились в бане, закалялись ледяной водой, В качестве магии и психотерапии они использовали множество заговоров на все случаи жизни: от болезней, порезов, переломов, кровотечения, простуды, зубной боли и т.д. 

Вот один из таких заговоров против пореза:

«На море, на Океане, на острове на Буяне лежит бел, горюч камень Алатырь, на том камне Алатыре сидит красная девица, швея мастерица, держит иглу булатную, вдевает нитку шелковую, руда желтую, зашивает раны кровавые. Заговариваю, я раба (такого-то) от порезу. Булат прочь отстань, а ты, кровь, течь перестань».

Или более позднее заклинание против нескольких болезней сразу:

«Заговариваю я [у раба, такого-то] двенадцать скорбных недугов: от трясавицы, от колючки, от свербежа, от стрельбы, от огневицы, от ломоты, от колотья, от дергания, от моргания, от слепоты, от глухоты, от черной немочи. Ты, злая трясавица, уймись, а не то прокляну в тартарары; ты, неугомонная колючка, остановись, а не то сошлю тебя в преисподние земли; ты, свербеж, прекратись, а не то утоплю тебя в горячей воде; ты, стрельба, остановись, а не то засмолю тебя в смоле кипучей; ты, огневица, охладись, а не то заморожу тебя крещенскими морозами; ты, ломотье, сожмись, а не то сокрушу тебя о камень; ты, колотье, притупись, а не то распилю тебя на мелкие частички; ты, дерганье, воротись, а не то запружу тобою плотину на мельнице; ты, морганье, окрутись, а не то в печи банной засушу; ты, слепота, скорчись, а не то утоплю тебя в дегтю; ты, глухота, исчезни, а не то засмолю в бочку и по морю пущу; ты, черная немочь, отвяжись, а не то заставлю воду толочь. Все вы, недуги, откачнитесь, отвяжитесь, удалитесь от раба, такого-то, по сей час, по сей день, по его жизнь, моим крепким словом». 

Славянские заговоры по сути напоминают молитвы из «Атхарваведы» и классический шаманизм. Для знахаря важен не только материальный состав лекарств, но в первую очередь их магическое действие, или как сейчас говорят «энергетический потенциал». Заклинания – это магия, гипноз, внушение. Они обращены к духам вещей и болезней. Добрые духи призываются, а злые – изгоняются.

Архаичные знания и техники врачевания веками устно передавались от одного поколения к другому. Известные нам заговоры были записаны на Руси уже в христианскую эпоху, то есть сравнительно поздно.

Рукописные книги с народными рецептами о зельях назывались «травниками», «лечебниками», а сборники о влиянии звезд на судьбы людей назывались «гадальными» или «громовниками». Эти своды древних знаний пользовались популярностью и на Руси, но об этом будет отдельный рассказ.

ЭТО БЫЛ РАЗДЕЛ ИЗ КНИГИ П.В. ТУЛАЕВА «ИСКУССТВО ЗДОРОВЬЯ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА». ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.