Павел Тулаев. «Искусство здоровья: история, теория, практика». ВЕДИЧЕСКИЕ КАНОНЫ.

Современная наука, основанная на материалистическом понимании истории и мировых процессов, считает, что желание сохранить своё здоровье появилось у человека вместе с защитным рефлексом. Подобно тому, как животное зализывает свои раны, древний человек интуитивно искал способы восстановления поврежденной или больной плоти. Миллионы лет назад пращуры людей охотились на диких животных и воевали друг с другом, а поэтому постоянно сталкивались с проблемой насильственной или преждевременной смерти. В этом смысле врачевание было одним из самых древних искусств. В те давние времена целителями были священники различных уровней и типов: жрецы, волхвы, шаманы.

С точки зрения ведической традиции, знание – вечно (sanatan). Изначально оно было дано богам, которые были первыми мудрецами и целителями. Агни, Индра, Брахма, Вишну, Дурга, Ашвины и другие божества могли даровать человеку жизнь или лишить его таковой.

Покровителем медицины был Дханвавтари, который изображался как светоносный молодой бог с двумя или четырьмя руками. В одной из них он держал сосуд с целебным нектаром – амритой, а другой направлял через ладонь божественную энергию. Благодатному Дханвантари, одетому в золотые одежды, украшенные жемчугом и драгоценными камнями, приносили жертвы, читали молитвы и мантры:

 «ОМ НАМО БХАГАВАТЕ ДХАНВАНТАРИЕ СВАХА», – что означает: «Ом, почитание божественному Дханвантари».

Древнейшими источниками медицинских знаний у ариев были канонические Веды: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа, которые сначала передавались риши из уст в уста, от учителя к ученику, а затем были записаны и систематизированы.

Больше всего молитв о здоровье, описаний лечебных трав и лекарств, содержит Атхарваведа, где мы встречаем заговоры, подобные древнерусским и древнеславянским. Такое совпадение не случайно. Хронологически наиболее древние заговоры относятся к периоду, предшествовавшему вторжению ариев в Индостан. Они жили тогда на территории центральной Евразии, о чем свидетельствуют астрономия, топонимия и гидронимия. Например, такой типичный заговор на мазь против болезни:

«Ты продлеваешь жизнь,

Ты зовёшься всеисцеляющей,

Так сотвори же, о мазь, благодеяние!

О воды, сотворите благо и отсутствие страха!»

Или 

«Отсутствием страха пусть будет нам

широкое воздушное пространство! 

С помощью возлияния Семерых Риши 

пусть будет нам отсутствие страха!». 

Одна из древнейших и наиболее авторитетных медицинских школ, посвященных здоровому образу жизни, сформировалась в древней Индии более 5 тысяч лет назад. Она получила название АЮРВЕДА, что дословно переводится как «знание принципа жизни» или «ведение жизни» (от санскр. «āyus» — «значение жизни», «принцип жизни» и «veda» — знание, ведение). А фактически речь идёт о великом искусстве быть здоровым мудрецом и умении сделать счастливыми долгожителями других людей.

Аюрведа знает множество методов лечения болезней, но главным она считает предупредить любые заболевания. Это искусство сродни таким европейским понятиям как гигиена или профилактика, и имеет прямое отношение к собриологии – науке о трезвом образе жизни.

Аюрведа – не единственная система знаний, посвященных оздоровлению и омоложению человеческого организма.  Всемирно известны также китайская школа ЦИ-ГУН, тибетская СОРИГ, славянское ЗНАХАРСТВО, православное ДОБРОТОЛЮБИЕ и т.д. Поэтому познавательно проследить развитие ведической традиции в сравнении с другими школами, чтобы научиться определять приоритеты и авторитеты.

Основоположником аюрведической медицины считается Атрейя Пунарваса, сын Атри, одного из семи легендарных риши. В свою очередь, лучший из его учеников по имени Агнивеша составил за несколько веков до Р.Х. первый аюрведический трактат «Чарака Самхита» (“Сборник Чараки”). Он состоит из 8 разделов, где описаны обязанности врача, основы физиологии и принципы построения человеческого организма, типы и вкусы продуктов, симптомы главных болезней, сведения о развитии плода до рождения, учение о патологии, искусства диагностики, общей терапии, фармакологии и т.д. Одним словом, здесь собраны уже систематизированные знания медиков высочайшего уровня.

Основы Аюрведы призваны были изучать все варны (касты): брахманы (священники) – для обеспечения благополучия всех существ, кшатрии (воины и правители) – для защиты всех существ от напастей, вайшьи (торговцы) –  для материального процветания, а шудры (работники) – для поддержания праведной и достойной жизни. 

Другой канонический трактат ведической традиции – «Сушрута-самхита» – посвящен хирургии. Его автором считается индийский медик Сушрута, примерно той же эпохи, но фактически текст объединяет многовековой опыт добуддийского периода. «Сушрута-самхита» содержит описание более 120 медицинских инструментов и 300 операций. Лекарства перечисляются те же, что в «Атхарваведе» и «Чарака Самхите», что подтверждает единство ведической традиции.  

Со временем сведения обоих медицинских трактатов были объединены в одно целое. Многолет-ний труд по систематизации был завершен в 6 веке нашей эры Шримад  Вагбхатой и получил название «Аштанга Хридая самхита». Этот третий по значению канонический текст индийской медицины был переведён на многие восточные и западные языки и оказал огромное влияние на медицинские школы в Китае, Тибете, Персии, арабских странах. Знаменитый тибетский трактат «Чжуд Ши» и «Канон врачебной науки» Авиценны (Ибн Сина) основаны на принципах «Аштанга Хридая самхита», то есть ведической школы целительства.

ЭТО БЫЛ РАЗДЕЛ ИЗ КНИГИ П.В. ТУЛАЕВА «ИСКУССТВО ЗДОРОВЬЯ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА». ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.