17 апреля, 2024

Павел Тулаев. Русская школа. Врачи-священники Чичагов и Войно-Ясенецкий

В конце XIX- начале XX веков к медицине в России проявляли глубокий интерес лица духовного звания. Я тут имею в виду не церковные проповеди о здоровом образ жизни и не скорую помощь, а теоретические и практические проблемы терапии.

Одним из апостолов этой плеяды был митрополит Серафим, в миру Леонид Михайлович Чичагов (1856-1937).  Он современник богоборческой революции, завершивший свой путь на Бутовском полигоне во время Великого Террора. После его прославления в соборе новомучеников российских началось глубокое изучение и осмысление наследия святого. Оказалось, что среди произведений Чичагова есть «Медицинские беседы» в двух томах (Ч. I—II. — М., 1892; Ч. III—IV. — M., 1895). Вокруг этих опубликованных лекций сегодня идут споры специалистов и публицистов, но для нас главное отметить сам факт фундаментального и оригинального подхода русского дореволюционного мыслителя.

Исходя из религиозного подхода о целостости мира и учения о грехопадении, Чичагов разработал собственный метод «предохранительной медицины». Здесь ключевая роль принадлежит пониманию духовных причин болезней, а также необходимости системного подхода к организму. Ведь даже если повреждена какая-то часть тела, страдает личность в целом.

Чичагов обращает особое внимание на нарушения обмена веществ и роль крови, которую в древние времена считали даже вместилищем души. Плохая кровь, испорченная или зараженная, становится причиной многих болезней. Простая гигиена или симптоматическое лечение в данном случае недостаточны. Поэтому важно с самого детства следить за правильной циркуляций крови в организме. «Я искореняю предрасположения к болезням теми средствами, которые восстанавливают нарушенное кровообращение и улучшают болезненную кровь», – заключает Чичагов.

Понимая, что предупредить любую болезнь гораздо легче, чем лечить, Леонид Михайлович опирается прежде всего на природную фармакопею, в том числе гомеопатию. В своих лекциях по медицине он дает целый список лекарственных растений и рассказывает об их правильном употреблении.

Другой духовный учитель из этого почётного ряда – православный подвижник и хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, широко известный как Лука Крымский (1877-1961). До революции профессиональный медик практиковал в гражданских и военных условиях.  Он оперировал раненых во время русско-японской войны, делал сложнейшие операции на мозге, глазах, сердце, позвоночнике и кишечнике.  Для углублённого изучения анатомии хирург тренировался на трупах, освоив новые методы блокады нервных стволов для местной анестезии. Позже это ему пригодилось в земских больницах, где он проводил не менее 300 операций в год. Уникальный опыт был обобщён Войно-Ясенецким в специальных отчётах, а затем в научных публикациях.

В целом Валентин Феликсович исходил из гуманного принципа человеколюбия. «Для хирурга не должно быть «случая», а только живой, страдающий человек, – часто повторял врач-священник.  Ему важно было понять организм больного в целом, что как правило приводило к положительным результатам.

 Помимо специальных медицинских трудов Войно-Ясенецкий написал философский трактат «Дух, душа и тело», где развил христианское учение о «внутреннем человеке». Профессионально зная физиологию человека, анатомию тела, он сосредоточил внимание на «Сердце как органе высшего познания». Для материалистов, считающих мозг центром нервной и психической деятельности человека, здесь заложено противоречие. Однако у Луки Крымского речь идёт о цельном организме личности, существующей в духовном поле более высокого порядка. Именно это «Сердце» вело святого через тернии Крестного пути, через лишения и страдания, а в коне концов, привело к вершине славы.

Даже в годы антицерковных гонений священник не снимал рясу, а находясь в политической ссылке, продолжать бескорыстно оперировать больных людей. Во время ВОВ практикующий врач не только спас сотни человеческих жизней, но также написал с учетом военного опыта фундаментальный научный труд «Очерки гнойной хирургии» (1943 г.).

Вскоре после окончания ВОВ постановлением Совета народных комиссаров СССР Луке Войно-Ясенецкому была присуждена Сталинская премия 1-й степени в размере 200 000 рублей, из которой 130 тысяч он передал на помощь детским домам. Весьма символично и то, что в 1946 году именно святитель Лука Войно-Ясенецкий был назначен на пост Архиепископа крымского с кафедрой в Симферополе.

С начала 1947 года опытный хирург консультировал сотрудников Симферопольского военного госпиталя, а одновременно читал лекции по медицине для практикующих врачей Крымской области. Врачебную практику Святитель Лука вынужден был прекратить из-за потери зрения, но и в этом состоянии он диктовал свои мемуары. Свой земной путь великий праведник завершил 11 июня 1961 года, в Праздник Всех святых, в земле Российской просиявших. Уже в постсоветскую эпоху архиепископ был канонизирован Православной Церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских. Его мощи покоятся в Свято-Троицком соборе женского монастыря в Симферополе, где открыт музей Св. Луки.

ЭТО БЫЛ РАЗДЕЛ ИЗ КНИГИ П.В. ТУЛАЕВА «ИСКУССТВО ЗДОРОВЬЯ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА». ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.