4 декабря, 2023

Павел Тулаев. «Искусство здоровья: история, теория, практика». Русская школа. От Бахерахта до Енгалычёва.

Все перечисленные закономерности в развитии медицины и искусства врачевания так или иначе проявлялись в России, которая была частью европейской цивилизации с поправкой на особенности православной Церкви и обычаи местных народов.

Эта общая тенденция усилилась в эпоху царствования Петра Великого, который преклонялся перед достижениями западной науки и, в частности, проявлял большой интерес к классической медицине. По его распоряжению были приглашены крупные специалисты из-за границы. На русский язык был переведён большой анатомический атлас голландца Николая Бидлоо, служившего при дворе императора. Для бояр проводили курсы по физиологии, а для врачей организовали анатомический театр с демонстрациями вскрытия трупов, где бывал и сам Государь. Общеизвестно также, что Пётр I учредил так называемую «Кунсткамеру», коллекцию диковинок, на основе которой был создан музей антропологии и этнографии РАН.

Клиническая медицина развивалась в России по западным, преимущественно немецким стандартам. Всё, начиная от терминологии и кончая научными авторитетами, заимствовалось из Европы. На этой основе постепенно формировалась отечественная школа наук. Влиятельными центрами просвещения стали Петербургская медико-хирургическая академия и Московский университет, где преподавались научные основы врачевания. Обучение классической медицине, основанное на латинских текстах, впервые начал проводить на русском языке К.И. Щепин. После него появлялись не только новые переводные издания, но и книги отечественных авторов.

Императрица Екатерина Великая прославилась своим покровительством наукам и искусствам. Её даже изображали в виде Минервы, богини мудрости. Царица предпочитала художественную литературу, театр и политику, но врачевание тоже не оставалась за пределами её внимания. Она учредила Медицинскую коллегию, которая была призвана заботиться об аптеках и лекарях. При Екатерине в России трудились выдающиеся специалисты из зарубежных стран и нашего Отечества.

В то время получил известность Андрей Гаврилович Бахерахт (1726–1806), голландского происхождения, главный доктор Балтийского флота и тайный советник. Его обычно вспоминают в связи с учреждением лазаретов на кораблях, где он развернул активную деятельность.  В 1780 году он выпустил в свет брошюру «Способ к сохранению здравия морских служителей», первое русское руководство по социальной гигиене на флоте, которая рассылалось командирам и лекарям в качестве официального наставления.  Именно благодаря Бахерахту на флоте была побеждена цинга. Этому способствовало введение в пищевой рацион моряков кислой капусты, богатой витамином С. Во время медицинской практики на суше медик использовал для лечения зубов приёмы магнетизма и даже продавал своим пациентам дорогостоящие магниты, за что получил выговор. Менее известна, но не менее интересна книга Бахерахта «О неумеренности в любострастии, о болезнях от оного приключающихся, и о средствах излечению оных способствующих, в предосторожность молодым обоего пола людям», отпечатанная в Санкт-Петербурге в 1780 году. Книга, достойная внимания и анализа современными сексологами.

Другая яркая личность Екатерининской эпохи – Михаил Дмитриевич Чулков (1740/43–1792), известный как энциклопедист, этнограф и литератор. Он был надворным советников, секретарём Сената, одной из ведущих фигур эпохи Просвещения. Чулков составил несколько словарей, среди которых «Сельский лечебник, или Словарь врачевания болезней, бывающих в роде человеческом» 1789 года. Это был уникальный опыт изложения медицинских знаний в форме словаря. В лечебнике описаны лекарственные растения, медицинские препараты, разные болезни. Также опубликованы рецепты для приготовления лекарств в домашних условиях. К сожалению, словарь доведён только до буквы М, но спасибо и за то, что было сделано больше половины.

Здесь также уместно вспомнить самобытную оздоровительную систему великого русского полководца Александра Васильевича Суворова, не проигравшего ни одного сражения, автора классической книги по военной стратегии и тактике “Наука побеждать”, составленной в конце XVIII века.

Суворов вел аскетичный образ жизни, имел спартанские привычки и передавал свой опыт через систему воспитания и обучения войск. “Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле”, – этот его афоризм мы знаем с юных лет.

С детства мечтая о военной карьере, Александр с раннего возраста начал готовить себя к лишениям и трудностям военного времени, отучая себя от мягкой постели и привыкая обходиться малым.  Поскольку он был болезненным ребенком, то решил закаляться. В любую погоду, встав до рассвета, Суворов выходил на улицу и обливался ледяной водой из вёдер. Он регулярно занимался гимнастикой, бегал, в дождь и в холод скакал на лошади. Эти привычки сохранились у него на всю жизнь.

Один из современников записал такие воспоминания о суворовской закалке: «Он ходил несколько часов обнаженным, чтоб приучить себя к холоду и превозмочь слабость своей природы. При этой привычке и обливании себя холодной водой он, можно сказать, закалил свое тело от влияния непогод, казался существом сверхъестественным». «В бане Суворов выдерживал ужасный жар на полке, после чего на него вылили ведер десять холодной воды, и всегда по два ведра вдруг».

Полководец не любил роскоши, пышных нарядов, предпочитая большую часть времени проводить в военном мундире.  Зимой не носил на себе не только мехового платья, но даже теплых фуфаек и перчаток. Плаща и сюртука не надевал в самый дождь. Современники Суворова рассказывали в своих воспоминаниях, что в тяжелых и длительных переходах полководец спал прямо на земле. 

В пище Суворов был непритязателен и всегда старался ограничивать себя в количестве съеденного. Правда, полководец не мог себе отказать в двух излишествах: лучшие сорта черного чая и английское пиво. Ещё он мог позволить себе выпить стопку водки, но всегда знал меру. Свидетели рассказывают, что от ужина он, как правило, отказывался, заменяя его несколькими ломтиками лимона с сахаром или тремя ложками варенья со сладким вином. Эти слабости не соответствуют строгим требованиям собриологии, но как говорится, “из песни слово не выбросишь”.

 Поскольку Александр Васильевич был очень набожным человеком, то каждый день он начинал и заканчивал молитвой. Суворов всегда постился, и в постные дни основу его рациона составляли каши, уха, фаршированная щука и белые грибы. А во время Страстной недели на его столе не было ничего, кроме сухарей и чая.

 При этом полководец всегда интересовался здоровьем солдат, следил за их правильным питанием, рекомендуя командирам обращать особое внимание на качество воды и пищи, «застоянную охладелую пищу отнюдь не употреблять, но надлежаще варить, а по употреблении вымывать и вытирать котлы сухо».

В качестве примера приведу опыт замечательного деятеля русской культуры конца XVIII-начала XIX веков князя Парфения Николаевича Енгалычева (1769-1829). Получив энциклопедическое образование, он был капитаном в армии, уездным предводителем дворянства, литератором, автором популярных книг по медицине; скрипачом и композитором, писавшим музыку для фортепьяно.

В 1808 году Енгалычев составил “Простонародный лечебник, содержащий в себе пользование разных часто приключающихся болезней домашними лекарствами без помощи лекаря, и важнейшие наставления о предупреждении оных и хранении своего здравия». Он был посвящен императору Павлу I. А затем выпустил «Русский сельский лечебник» (Москва, 1810), книгу «О физическом и нравственном воспитании» (Санкт-Петербург, 1824), фундаментальный труд «О продолжении человеческой жизни» (Санкт-Петербург, 1825—1826), а также «Словарь физического и нравственного воспитания» (Санкт-Петербург, 1827); и «Словарь добродетелей и пороков» (СПб., 1828). По всему видно, что энциклопедизм был его научным методом.

Идеи Енгалычева перекликаются с мировоззрением Гуфеланда, но учитывают также русский народный опыт. Не углубляясь в разбор его книг, процитирую главные принципы, изложенные в послесловии к переизданной в 2013 году книге “О продолжении человеческой жизни или домашний лечебник”.

1. «Паче всего обращай на самого себя внимание, учись познавать, что телу твоему полезно или вредно, сносно или предосудительно».

2. «Убегай сильных страстей… Злоба и зависть истощевают жизненные силы… С молодости приучай себя к кротости и равнодушию… Если ж вдруг овладела тобой сильная страсть… то поди на свежий воздух, взирай на небо… проходися и не раньше употребляй пищу и питье, как уже в духе своем сделаешься спокоен».

3. «Будь целомудрен…» Гаси недолжный порыв в зародыше, не допускай, чтобы страсти распалили тебя. «Наблюдай престрого, когда и один находишься, природную стыдливость».

4. Будь умерен в пище. Не прежде опять принимайся за еду, как когда большой почувствуешь голод. «Ешь медленно и порядочно пережевывая пищу, чтобы тем лучше она в желудке переваривалась». Не ешь на ночь.

5.  Пей чистую воду, молоко. Вина, кофе, чая в молодости не пей совсем, в зрелых летах возможно реже.

6. Мойся чаще. Зимой обтирай тело льдом. Летом купайся там, «где вода светла».

7. Одевайся по погоде, Избегай узкого платья. «Никогда не бери одежды тех, что умерли в дурных или прилипчивых болезнях».

8.«Убегай праздности и должность свою исправляй рачительно. Ежели вести тебе должно сидячий род жизни, то каждый день без изъятия, при всякой погоде, делай движение целый час на вольном воздухе… После сильного движения не отдавайся тотчас покою».

9. Спи на тюфячке, набитом конским волосом. Пока молод, не пользуйся периной. Как только позволит погода, перебирайся спать во двор, всегда спи с открытым окном. Не нужно спать слишком долго, «кто семь часов во сне провел, тот очень довольно спал».

10. Покой, где живешь, должен местись и прибираться ежедневно. Несколько раз в день проветривай его.

11. Если распаренного, разгоряченного прохватило тебя ветром, тотчас «дай себе движение или напейся бузинового чаю, чтобы паки восстановить испарину».

12.  «Не кури и не нюхай табаку, хотя б тебе то советовал врач для здоровья».

13. Не принимай лекарств, «доколе здоров». Почувствовав недомогание, день ничего не ешь, пей теплую воду. Если не помогло, зови врача. Призвав, будь с ним откровенен. Назначенное выполняй не до тех пор, пока полегчает, а «пока не будет тому от врача отмены».

ЭТО БЫЛ РАЗДЕЛ ИЗ КНИГИ П.В. ТУЛАЕВА «ИСКУССТВО ЗДОРОВЬЯ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА». ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.