Явление Иисуса Христа, Сына Божьего, воплотившегося в человеческом теле, живого образа Преображения и Воскрешения человеческой личности, привнесло иные смыслы в философию и практику врачевания. Как известно из Евангелий, сам Спаситель был целителем. Получив священные знания в Палестине и на Востоке, Иисус вернулся в Иерусалим в качестве странствующего врача. В этом смысле его можно сравнить не только с Иоанном Прередтечей, но также с упомянутым индийским целителем Чаракой.
В Евангелии сказано о Христе: «И он исцелил многих, страдавших различными болезнями» (Марк, 1:34): немощных, расслабленных, бесноватых, одержимых припадками, слепых и глухих.
Иисус призывал людей следовать Закону Божьему, ставить его выше человеческих условностей, с глубокой верой молиться Всевышнему, чтобы Он не «вводил нас во искушение, но избавил от лукавого» (Матф., 6, 13).
Главное условие здорового духа – это направление наших мысленных очей. «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло. Если же око твое худо, то всё тело твое будет темно» (Матф., 22).
Разоблачая лицемерных книжников и фарисеев, чьи тела, по словам Спасителя, подобны «крашеным гробам», красивым снаружи, но полным мертвечины и всякой нечисти, Христос учил людей о Царстве Небесном, что внутри нас есть.
Тот, кто обретёт веру Христову и укрепится в ней, тот сможет не только исцелиться, но и преобразит своё тело. Для очевидности этой истины Господь возвёл избранных учеников на Фаворскую гору, и преобразился перед ними. «И просияло Лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Марк, гл. 9:2–3) см. икону на с. 51.
Мы знаем также, что Божественному миру противостоят Адские силы, назойливые бесы. Они всячески искушают человека, толкают его на грех. Через Любовь к Богу, к родным и ближним, через покаяние и стяжание Духа Святаго, с помощью поста и молитвы человек может преодолеть искушения, очиститься от скверны и спасти душу.
Всякая молитва праведника целебна, в большей или меньшей мере, но некоторые обращения к Богу, например, ежедневная молитва «Царю Небесный», содержат прямую просьбу об очищении тела и души:
«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».
В молитвах ко Пресвятой Троице мы просим «очистить грехи наши, простить беззаконие наше, исцелить немощи наши», а прежде всего – просветить «очи мысленные», то есть одарить духовным зрением, избавить от слепоты чувств и неразумения.
Пресвятую Богородицу, именуемую также Пречистой, Непорочной, мы молим спасти нас от «огня вечнующего, и червия же злаго, и тартара», просим избавить от «от душетленных пакостей», прибавить сердечного ума и одарить духовной благодатью.
«Врача рождшая, уврачуй души моей многолетние страсти» (7-я утренняя молитва).
Принцип чистоты – во всех её смыслах – пронизывает христианское учение, как солнечные лучи листья растений. В приведенном выше библейском «Псалме 50» из ежедневного молитвенного правила это понятие упоминается пять раз с различными оттенками. В обращении к Господу верующий просит: очистить беззаконие исповедующегося; очистить его от греха; созиждить чистое сердце. «Окропиши мя иссопом, и очишуся; омыеши мя, и паче снега убелюся». Здесь речь идёт о сияющей белизне фаворского света, которую излучают святые подвижники.
Весь Крестный Путь сознательного христианина направлен на очищение тела и спасения души с помощью поста, молитвы, покаяния, исповедания грехов, церковных богослужений, включая литургию, и в качестве венца всего этого – Таинства Святого Причастия.
Канонические молитвы Св. Макария Великого, Св. Василия Великого, Св. Иоанна Златоуста и других столпов Православной Церкви наполнены пафосом стяжания Духа Святого, духовного и телесного трезвения.
Святитель Макарий, митрополит Коринфский и преподобный Никодим Святогорец, составили знаменитый сборник аскетических творений отцов IV-XV вв. под общим названием “Добротолюбие”, впервые изданный при их жизни.
По-гречески «филокалия» означает: любовь к прекрасному, возвышенному, доброму, так сказать, красотолюбие. Здесь имеется ввиду красота духовная, к которой приобщается христианин через Церковь и следуя наставлениям монахов-подвижников.
Полное название сборника звучало так “Добротолюбие священных трезвомудрцев, собранное из святых и богоносных отцов наших, в котором, через деятельную и созерцательную нравственную философию, ум очищается, просвещается и совершенствуется”. Здесь используется понятие «трезвость», актуальное для современной науки собриологии.
На славянский язык греческое издание святых отцов Православной Церкви, где помимо упомянутых выше были представлены Ефрем Сирин, Иоанн Лествичник, авва Дорофей, Феодор Студит, Григорий Палама и другие достойные молитвенники, было переведено в XIX веке преподобным Паисием Величковским, а большую работу по переложению сборника на разговорный русский язык позднее осуществил святитель Феофан Затворник (в миру Георгий Василиевич Говоров). Труд последнего увидел свет накануне первой русской революции 1905 года.
Среди христианских подвижников было немало выдающихся врачей и целителей, подобных Св. Пантелеймону, Св. Луке Крымскому или Св. Серафиму Чичагову. И это вполне закономерно, ведь духовный путь и здоровый образ жизни в идеале неразделимы.
ЭТО БЫЛ РАЗДЕЛ ИЗ КНИГИ П.В. ТУЛАЕВА «ИСКУССТВО ЗДОРОВЬЯ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА». ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.