20 мая, 2024

Павел Тулаев. «Искусство здоровья: история, теория, практика». ПРЕМУДРОСТЬ В БИБЛИИ.

В средневековой Руси главным источником мудрости была Библия. Как известно, это греческое слово означает «книги», указывая на рукописный сборник священных текстов Ветхого и Нового Заветов. Формально они приписываются пророкам и царям еврейского народа, но фактически – обобщают знания тех цивилизаций, где проживали евреи до Рождества Христова и вскоре после него. В Библии есть заимствования из шумерского эпоса, египетских источников, переводы с греческого и арамейского.

Христианская Церковь воспринимает Библию как Священное писание, изучает с догматической и духовной точки зрения. Каноническая сотериология – это церковное учение о спасении от греха. Известны также филологические исследования, публикации библеистов, историков, археологов. Вместе с тем, можно и нужно осмыслить Библию как источник знаний о здоровье.

Помимо Евангелий, о которых будет сказано отдельно, наиболее читаемая часть Священного писания, это Псалтирь, дополняющая православный Молитвослов. Она состоит из псалмов, духовных песнопений, и традиционно приписывается царю Давиду, жившему в X веке до Рождества Христова. В действительности, Псалтирь объединяет молитвы разных авторов, начиная примерно с V века до н.э. и включает дополнения христианской эпохи.

Главная идея псалмов – это преданность Всевышнему Богу, потому что неверных, злых и лживых Господь карает во гневе своем. Он наказывает сотворившего беззаконие: «Обратится болезнь eго на главу eго, и на верх eго неправда eго снидет» (Псалом 7).

В ответ верующие просят у Всевышнего защиты, помощи и избавления от болезней: «Хваля призову Господа и от враг моих спасуся. Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя, болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя» (Псалом 17).

И когда результат достигнут, благодарный молитвенник свидетельствует о Божественной мощи: «Господи Боже мой, воззвах к Тебе, и исцелил мя еси. Господи, возвел еси от ада душу мою, спасл мя еси от низходящих в ров» (Псалом 29).

Прямой путь и праведный образ жизни ведут к благополучию и здоровью, даже если они не обеспечивают богатство. Грешные поступки, наоборот, приводят к недомоганиям и болезням, что воспринимается, как гнев Господень или вразумление.

Исцеление и восстановление плоти возможно через покаяние, отказ от грешного пути и духовное очищение. Это ключевая идея в знаменитом 50-м Псаломе, включенном в канон ежедневных молитв христианина: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти.  Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся.  Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей».

Получив Божью помощь, верующий славит и хвалит Всевышего на все лады, дабы закрепить успех и удержаться на духовных высотах.

Эти основные идеи более подробно раскрываются в книгах, приписываемых сыну Давида, знаменитому царю Соломону (имя Шломо на иврите значит «мирный, цельный»), заложившему Иерусалимский храм и правившему объединённым Израильским царством в период его расцвета в начале X века до н.э. Речь идёт о «Притчах Соломона», «Книге Екклезиаста, или Проповедника», «Песни песней Соломона» и «Книге Премудрости Соломона», которые помещены в Библии вслед за Псалтирью. Учёные, внимательно и всесторонне изучившие перечисленные тексты, считают, что они принадлежат разным авторам, жившим в более позднее время, хотя не исключено, что отдельные высказывания принадлежат и самому Соломону.

Наиболее древняя «Книга притчей Соломоновых» (VIII-VII века до н.э). объясняет, что наилучшим гарантом здоровья, долголетия и процветания в целом является Мудрость, а точнее – Премудрость Божия. Она подлинное сокровище, несравненно более ценное, чем золото, серебро и жемчуг. Поэтому умный человек ищет Мудрость, а не материальное богатство.

Далее я приведу цитаты из «Книги притчей», частично сопровождая их точной ссылкой на источник, а частично пересказывая близко к тексту, обращая особое внимание на тему здоровья духовного и телесного.

«Начало мудрости – страх Господень, и познание Святаго – разум» (9:10). «Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся» (10:27).

«Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих». (3:7).

«Храни здравомыслие и рассудительность, и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей. Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется» (3: 21).

Далее Соломон воспевает мудрость во всех её видах и проявлениях.

«Главное – мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец. (4:7).

«Мудрость разумного – знание пути своего, глупость же безрассудных – заблуждение» (14:8).

«Учение мудрого – источник жизни, удаляющий от сетей смерти» (13:15). «Плод праведника – древо жизни, и мудрый привлекает души» (11:31).

Здесь мудрость сравнивается с восхождением на духовное Небо по мысленному Древу (Arbor Mundi), которое было распространённым образом многих древних религий.

Символический автор притчей, обобщающих народную этику нескольких веков, выстраивает целую систему ценностей и правил поведения, охватывающих различные сферы жизни. Он призывает верующего быть всегда в духовной трезвости, избегать пустословия, не веселиться без причины и не убиваться от печали, не лениться, быть подобным трудолюбивой пчеле, не пить из чужого источника (в прямом и переносном смысле), сотворить свой дом и сад.

Соломоновы притчи противопоставляют мудрого человека и глупого, наглядно указывая на качественно различные плоды их деятельности, прославляют силу духовной речи и вредность злословия.

«Мудрые сберегают знание, но уста глупого – близкая погибель» (10:15). «Упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их, а слушающий [Господа] будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла» (1:31)

«Приятная речь – сотовый мед, сладка для души и целебна для костей» (16:24), «язык мудрых – врачует» (12:18). «Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится» (13:21).

В библейских притчах есть и прямые советы, касающиеся культуры питания, размышления о мере потребления пищи. Они осуждают ненасытность и жадность, у которой две дочери «давай, давай!».

 «Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога.  Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть» (15:17). «Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором» (17:1).

Здесь же предостережения от пьянства, которое не знает меру и не различает напитки.

 «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно охаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (23:31).  «Вино –  глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (20:1). «Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет» (21:17). «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище» (23:21).

Итак, начало Премудрости в искреннем желании учения. Его почитание спасает от бед, приводит к долголетию. Однако смысл её не в количестве прожитых лет, а в приобретенных знаниях. Она вооружает тело непобедимым щитом – святостью.

«Книга премудрости Соломона», переведённая с греческого языка, датируется в наиболее ранних частях III веком до Р.Х., поэтому в Библии следует за Псалтырью. Она содержит возвышенный и прекрасный, с художественной точки зрения, гимн Премудрости Божией, известной христианам под именем Софии, который заслуживает более полного цитирования.

«Она есть дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи. Ибо премудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя: посему ничто оскверненное не войдет в нее.  Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его. Она – одна, но может все, и, пребывая в самой себе, всё обновляет, и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков; ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью. Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд; в сравнении со светом она выше; ибо свет сменяется ночью, а премудрости не превозмогает злоба». (7: 22-30).

Парфеон

«Если богатство есть вожделенное приобретение в жизни, то что богаче премудрости, которая все делает? Если же благоразумие делает многое, то какой художник лучше ее? Если кто любит праведность, – плоды ее суть добродетели: она научает целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни. Если кто желает большой опытности, мудрость знает давнопрошедшее и угадывает будущее, знает тонкости слов и разрешение загадок, предузнает знамения и чудеса и последствия лет и времен. Посему я рассудил принять ее в сожитие с собою, зная, что она будет мне советницею на доброе и утешеньем в заботах и печали» (8:9).

 «Размышляя о сём сам в себе и обдумывая в сердце своем, что в родстве с премудростью – бессмертие, и в дружестве с нею – благое наслаждение, и в трудах рук ее – богатство неоскудевающее, и в собеседовании с нею – разум, и в общении слов ее – добрая слава,- я ходил и искал, как бы мне взять её себе. Я был отрок даровитый и душу получил добрую; притом, будучи добрым, я вошёл и в тело чистое». (8:17).

«Я полюбил ее [Премудрость] более здоровья и красоты и избрал её предпочтительно перед светом, ибо свет её неугасим. А вместе с нею пришли ко мне все блага и несметное богатство через руки её» (7:10), – свидетельствует автор от имени Соломона.

Иерусалим

Под несметным богатством понимаются, как мы уже знаем, не столько материальные, сколько духовные блага. И «тело чистое», и «неугасимый свет», чаяние бессмертия – всё это проявления Царства Небесного, о приближении которого засвидетельствовал мессия новой эры.

ЭТО БЫЛ РАЗДЕЛ ИЗ КНИГИ П.В. ТУЛАЕВА «ИСКУССТВО ЗДОРОВЬЯ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА». ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.