27 мая, 2024

Павел Тулаев. «Искусство здоровья: история, теория, практика». КОРАН И АРАБСКАЯ МЕДИЦИНА.

В мусульманских странах в качестве божественного откровения и священной книги почитается «Коран», записанный халифом Абу-Бакром, где содержатся суры, излагающие религию ислама. Главный её тезис: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк Его». Здесь утверждается абсолютный монизм в духе семитского авраамизма и арийской адвайты (недвойственности).

Для ислама нет ничего выше и совершеннее Аллаха, Господа и Творца мира, Всеобъемлющего, Знающего, Милостивого, Милосердного, но вместе с тем – строгого по отношению к неверующим в Него и карающего грешников. Всего Он имеет 99 канонических эпитетов.

Мусульманин призван следовать Прямым путём, искренней и последовательной веры, согласно которой праведников ждёт блаженный Рай, а неверным уготовлены проклятия и мучительные страдания в огненном Аду (Сура «Аль-Бакара», 81–82, 90, 104).

Согласно исламу, неверие в Аллаха, Всевышнего и Всемогущего, это самообман, сердечный недуг. Неверующий легко переступает границы дозволенного законом, впадает в грех, совершает опрометчивые поступки, за которые должен нести ответственность. «Кто творит зло, тот получает за него воздаяние» (Сура «Ан-Ниса», 123), а если поступок благой, Аллах преумножит его и одарит благочестивого с лихвой. Это нравственное правило вполне соответствует закону кармы о причинно-следственных связях.

Для употребления в пищу Коран предписывает чистую еду, запрещает кровь, мертвечину, мясо свиньи, а также еду, принесённую в жертву не ради Аллаха (Сура «Аль-Бакара», 173). Как и христиане, мусульмане соблюдают посты, главный из которых попадает на весенний месяц Рамадан (Сура «Аль-Бакара», 183–185). Пост предполагает также покаяние пред Всевышним, ибо Аллах любит кающихся и любит очищающихся.

«На твоё лишь милосердье уповаем мы, Аллах,

Нерадивые в молитвах, неповинные в грехах.

Твоя воля беспредельна, потому смогли возникнуть:

В сердце грешника – надежда, а в душе святоши – страх».

Магометане признают существование Святого Духа, который ассоциируется с ангельскими силами. Однако они отрицают христианский догмат о Пресвятой Троице, неслиянно и нераздельно соединяющей Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа. Они считают, что Иисус был «одним из людей», посланником Всевышнего, как и Мухаммед, а не Сыном Божьим. 

Поскольку есть сведения о том, что Иисус в зрелые годы учился на Востоке, где провёл несколько лет, Коран утверждает: «Мы отправили Иисуса, сына Марии по следам [прошлых пророков] с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе. И мы даровали ему Евангелие, в котором – руководство и свет” (Сура «Аль-Мейда, 46 ).

В мусульманской традиции, наряду с почитанием Корана, учтены знания предыдущих школ Востока. Это стало возможным благодаря быстрому развитию науки в арабских странах халифата, объединившего единой религией государства Средней Азии, Ближнего Востока, Северной Африки и Южной Европы. На торговом пути от Китая до Атлантики, контролировавшийся мусульманами, господствовал арабский язык.

В эпоху «золотого века Ислама» (VIII-XIII века) арабы достигли наиболее выдающихся успехов в области математики, астрономии, географии, химии и медицины. Видный учёный-энциклопедист Мухаммед ал-Хорезми, то есть житель Хорезма, стал одним из родоначальников алгебры. Тогда в Европе арифметика использовалась в основном для расчётов, поэтому вместе с алгебраическими формулами в новую математику пришли арабские цифры и понятие нуля.  Персидский эрудит Джабир ибн Хайян был крупнейшим алхимиком, занявшимся систематизацией химических элементов задолго до Менделеева. Он изобрёл более 20 типов лабораторного оборудования для опытов и написал множество научных трактатов в различных областях науки.  Другой великий учёный с универсальными знаниями – Ал-Бируни за пятьсот столетий до Коперника и Галилея обосновал гелиоцентрическое строение мира. Малоизвестный сегодня Абу-аль-Касим был не только знаменитым хирургом, офтальмологом и фармакологом, но также одним из первых объяснил оздоровительное значение косметологии. По его убеждению, красота и цветущий вид – сами по себе эффективные лекарства.

Большое значение в странах халифата придавалось личной гигиене, профилактике и диете. Эти сведения содержатся даже в популярном литературном сборнике сказок «Тысяча и одна ночь». В одной из бесед учёная невольница отвечает на вопросы богослова и врача, поражая его своими знаниями. Она рассказывает, как и когда делать омовения, описывает внутреннее строение человеческого тела, объясняет причины наиболее распространенных болезней. Например, общая слабость организма и боли в голове могут быть связаны с перееданием: «Введение пищи поверх другой пищи, раньше, чем переварится первая, и сытость вслед за сытостью – вот что погубило народы». После ссылки на римского врача Галена мудрая собеседница формулирует свою мысль в виде афоризма: «Желудок – дом болезни, а диета – голова лекарств, и корень всякой болезни – расстройство, то есть несварение».

 Главным авторитетом среди арабских врачей долгое время считался Разес (ар-Рази), алхимик и философ, объединивший в своих трактатах опыт своих прямых предшественников, а также главные достижения медицины Древней Греции и Рима. Он был многолетним руководителем крупной больницы в Багдаде, центре халифата, где сформировалась сильная школа медицины, давшая целую плеяду знаменитых целителей. Разесу приписывают изобретения некоторых медицинских инструментов, десятки трудов в разных областях, включая «Всеобъемлющую книгу по медицине», а также «Для тех, у кого нет врача» (или «Медицина для бедных») и многие мудрые высказывания. Например: «Один врач не может лечить все болезни» или «Лёгкие болезни могут быть трудно излечимы».

Продолжателем дела ар-Рази был его соотечественник Али ибн-Аббас, убежденный сторонник опытной медицины, основанной на наблюдении и тщательном исследовании больного.  Его фундаментальное руководство, состоящее из 20 разделов, было известно во многих странах, в том числе в латинском переводе.

Научную школу развивал офтальмолог Ибн-аль-Хайсам, доказавший на основе математики физические законы оптики. Он дал подробное описание анатомии глаза и объяснил природу преломления лучей в органе зрения. Благодаря его открытиям в области теоретической оптики позже появились телескопы и микроскопы.

Однако самый знаменитый представитель арабской школы – это Ибн Сина, великий мыслитель-энциклопедист и крупнейший врач Средневековья, известный во всём мире как Авиценна. Его «Канон медицины» в 5-ти томах, опубликованный на латинский язык более 30 раз, стал классическим даже в Европе.  Право называть Ибн Сину своим национальным героем оспаривают современные иранцы, узбеки и таджики.

Широко известны глубокие познания великого медика о свойствах лекарств, о типах ранений, о невидимых возбудителях болезней и способах срочной помощи. Для определения заболеваний Ибн Сина изучал внешний вид пациента, внимательно слушал его пульс, прослеживал влияние на болезнь луны и звёзд.

Здесь стоит подчеркнуть, что в своём учении Авиценна ставил на первое место задачу сохранения здоровья, то есть профилактику и гигиену, а практику исцеления организма основывал на поиске корней болезней:

«Здоровье сохранить – задача медицины.

Болезней суть понять и устранить причины».

При диагностике арабский целитель опирается на аюрведическое учение о ДОШАХ, природных качествах элементов, находящихся во взаимодействии. Только истолковывает это учение по-своему, оперируя четырьмя элементами, а не троицей, и вводя собственное понятие МИЗАДЖ, что значит свойство, сочетание, смесь.

Ибн Сина, подробно изучивший качества многих пищевых продуктов, придаёт главное значение гармоничному питанию, чтобы избежать вредного переполнения или истощения организма. Среди внутренних органов жизнедеятельности организма он особо подчёркивал роль печени и сердца. При назначении процедур часто прибегал к лечебному кровопусканию. А самим пациентам рекомендовал диеты, гимнастические упражнения и целебную музыку. Ибн Сина учитывал все факторы, влияющие на состояние здоровья, включая среду обитания, то что китайцы называют «фэн-шуй»:

Всё важно: местожительство, природа,

Цивилизация и время года.

Всё изучи, описанное мной,

И организму дай мизадж иной.

Любопытно, что сильную любовную страсть Авиценна сравнивал с наваждением, похожим на меланхолию, и считал заболеванием. В таком состоянии ум человека захвачен образом возлюбленной, иногда под влиянием похоти, а иногда по психологическим причинам. Опытный врач замечает следующие симптомы: осунувшееся лицо, ввалившиеся глаза, прерывистое дыхание, неровный пульс, смех без повода.  Однажды с помощью этих примет Ибн Сина определил во время опроса не только причину болезни молодого шаха, но даже имя и адрес объекта его страсти. Разумеется, врач рассказывает и о том, как можно остудить любовный жар, но пусть этот рецепт станет поводом для изучения нашими читателями трудов самого целителя.

Знания, почерпнутые из различных источников и личного опыта, литературно одарённый Авиценна описал в знаменитой «Поэме о медицине» (Урджуза), которую я неоднократно цитирую в своей книге для акцентирования внимания и оживления текста.

ЭТО БЫЛ РАЗДЕЛ ИЗ КНИГИ П.В. ТУЛАЕВА «ИСКУССТВО ЗДОРОВЬЯ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА». ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.