Индийская медицина в целом и Аюрведа в частности связаны с ЙОГОЙ – духовным искусством владения своим умом, душой и телом. Йога в переводе с санскрита буквально означает — связь, единение, сосредоточение. Как учение она имеет несколько направлений и школ.
В наше время популярна «Хатха-Йога», учение о духовно-телесной гармонии, достигаемой с помощью специальных физических асан и мудр. Это не просто гимнастика, а своего рода магия тела, где учитывается эзотерическая анатомия и используется специальная терминология (сушумна, ида, пингала, кундалини). Важное место в этой системе занимают искусство дыхания (пранаяма), медитация и диетическое питание.
Одним из наиболее авторитетных источников знаний о йоге является «Бхагавад-гита» (Божественная песнь), вложенная в уста бога Кришны и вошедшая в состав эпического свода «Махабхарата» (около I тыс. до н. э.). Эти знания были даны знатному воину Арджуне как откровение в эпоху развития Упанишад, тайных учений, передававшихся исследователям вед. Тогда формировалась доктрина духовно пробужденной личности и её освобождения от земных оков.
Существует несколько классических комментариев к «Бхагавад-гите» на санскрите, а также современные переводы на европейские языки. Они не имеют прямого отношения к «кришнаитам», международной конфессии вишнуитов, которая опирается на свои собственные канонические издания.
Описанная в «Бхагавад-гите» Раджа-йога (от раджа – князь, правитель) учит управлять собой. Она уподобляет ум – мудрому возничему, а тело – колеснице, запряженной дикими лошадьми (чувствами).
«Божественная песнь» [Гл. II–VI] содержит также правила Карма-йоги и Бхакти-йоги. Первая объясняет, как правильные мысли порождают правильные действия и приводят к праведному образу жизни. А вторая – преданному служению Богу без привязанности к действиям.
Во II веке до н.э. индийский мудрец Патанджали, опиравшийся на многовековую традицию, составил классический и всемирно знаменитый труд «Йога-сутра», также неоднократно прокомментированный и опубликованный. Патанджали учит искусству сосредоточения, о способах осуществления божественной связи, о совершенных способностях и абсолютном освобождении. Написанная сложным для непосвящённых языком, сжатая по стилю и своеобразная по логике «Йога-сутра» объясняет, как прекращать деятельность перегруженного сознания, как достичь бесстрастия и состояния «самадхи», то есть просветлённого блаженства.
Другие трактаты по йоге: хатха-йога прадипика, гхеранда самхита, шива самхита и другие, созданные в Средние века и Новое время, системно описывают подробности йогических знаний включая учение о чакрах. Обычно их насчитывают семь: Муладхара, Свадхистхана, Манипура, Анахата, Вишуддха, Аджна (третий глаз), Сахасрара. Каждая из чакр соответствует определённой области тела и имеет свои свойства.
Высшее достижение йоги состоит в том, чтобы, отстранившись от мира и достигнув с помощью специальных упражнений максимального сосредоточения, превзойти три гуны: тамас, раджас и саттва. Ибо озарённый (буддхи) понимает, что ставшие внешними для него гуны «вращаются», сменяя одна другую, а он, погруженный в Брахмо, не подвержен их колебаниям.
ЭТО БЫЛ РАЗДЕЛ ИЗ КНИГИ П.В. ТУЛАЕВА «ИСКУССТВО ЗДОРОВЬЯ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА». ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.