19 мая, 2024

Павел Тулаев. «Искусство здоровья: история, теория, практика». ПРЕДИСЛОВИЕ.

Прежде всего, я выражаю глубокую благодарность профессиональным медикам, подлинным врачам и целителям, возвращающим радость бытия людям, а также тем, кто сохраняет и продолжает традицию многовековой мудрости. Именно им я посвящаю свою книгу, которая рождалась постепенно на основе серии публикаций и практических занятий.

Самое ценное, что есть у каждого существа – это его жизнь и здоровье. Когда обычный человек благоденствует, он не думает о болезнях. Но когда он неожиданно заболевает, прекрасный мир вдруг предстает в чёрном свете. И тогда пострадавший обращается за скорой помощью к врачам, медицинским специалистам, чтобы избавиться от боли или какой-нибудь неприятной проблемы.

Такая логика действий понятна и объяснима, но она неэффективна, по сути неправильна. Мудрый человек заботится о своём теле и духе постоянно. Он не ждёт тревожного сигнала и не доводит проблемы до критического состояния, а старается не допустить их появление в принципе.

Правильный подход к здоровью был известен людям также давно, как и многие болезни. Он называется гигиеной, профилактикой, охранительной и предупредительной медициной, здоровым образом жизни. Вот что писатели об этом древние врачи и мировые классики. 

Согласно ведическим канонам, проверенным тысячелетиями, основа здоровья – это гармония всех внутренних и внешних процессов организма, равновесие и самоконтроль. Следует избегать излишеств, крайностей, перегрузок, надрыва, а стремиться – к умеренности, покою, ладу и полезным знаниям. 

«Мудрый человек должен стараться изо всех сил совершать то, что благостно для здоровья: ради обретения счастья в этом мире и мире последующем», – сказано в «Чарака-самхите», основополагающем трактате индийской медицины двухтысячелетней давности. 

Мудрец должен относиться к своему телу также, как заботливый правитель к вверенному ему городу. Болезнь подобна врагу. Неразумный градоначальник не замечает его на подступах к городу, а бьёт тревогу, когда неприятель уже проник во врата. Иногда бывает уже поздно сражаться, потому что болезнь, укрепившись в теле, забирает не только силы глупца, но и саму его жизнь.

Похожие мысли мы находим в Библии, где устами царя Соломона, воспевавшего Божественную Премудрость, сказано: «Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих» (Книга притчей Соломоновых, 3:21). «Учение мудрого – источник жизни, удаляющий от сетей смерти» (13:15). «Язык мудрых – врачует» (12:18).

Спаситель Иисус Христос, исцелявший многих людей, страдавших различными болезнями, призывал их следовать Закону Божьему, то есть ставить духовное выше человеческого, дабы избежать искушений и спасти душу. Главное условие здоровья – это направление мысленных очей. «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло. Если же око твое худо, то всё тело твое будет темно» (Матф., 22).

Великий арабский медик-энциклопедист Авиценна (Ибн Сина), воспитанный на традициях Корана, в вопросах здравоохранения тоже ставил на первое место профилактику, а саму врачебную практику нацеливал на поиск корней болезней:

«Здоровье сохранить – задача медицины.

Болезней суть понять и устранить причины».

Эту истину открывали для себя заново многие профессиональные врачи различных эпох. Среди них был родоначальник русской терапевтической школы Матвей Яковлевич Мудров, живший в эпоху императора Александра Благословенного. Воспитанный в духе Гиппократа, он прекрасно понимал значение гигиены, профилактики и писал следующее: «Взять в свои руки людей здоровых, предохранить их от болезней наследственных или угрожающих, предписать им надлежащий образ жизни есть честно и для врача покойно, ибо легче предохранить от болезней, нежели их лечить. И в сем состоит первая его обязанность». 

Призыв к медикам способствовать установлению у пациентов «надлежащего образа жизни», это ли не прямой аналог современных программ здорового образа жизни (ЗОЖ)? Это ли не пророчество о предохранительной, санаторной и спортивной медицины, о социальной гигиене и государственном здравоохранении, о котором в наше время написаны горы книг.

По своей базовой профессии я не врач, не медицинский работник, а филолог и историк. Врождённое любопытство привело меня к изучению мирового опыта целительства. В течение многих лет я исследовал священные тексты различных религиозных традиций, философские трактаты, научные монографии, энциклопедии по медицине, методички по собриологии, многочисленные публикации по ЗОЖ. Наиболее ценные источники я цитирую или пересказываю со ссылками на литературу. 

Книга, предлагаемая вашему вниманию, рассказывает об аюрведе, древней системе знаний по сохранению и восстановлению здоровья, об истории и опыте классической медицины, об особенностях современного врачевания, открытиях в области генетики, антропологии, психологии.   Объясняются также некоторые ключевые понятия, без которых невозможно понять смысл сказанного. Они могут показаться сложными, когда речь идёт о малоосвоенной восточной традиции, но пытливый ум не должен бояться ученичества в любом возрасте. Peraspera ad astra.

В последние годы я уделил особое внимание отечественной школе мысли. Изучая богатое наследие русских учёных-медиков, я пришёл к выводу, что многие достижения и приоритеты, к сожалению, забыты, недооценены, задвинуты на задний план или известны только специалистам узкого круга. Искусство врачевания в древней Руси, Московском царстве, Российской Империи и СССР имеет славную историю, и мы – достойные наследники предков – должны знать её не хуже достижений Индии, Китая, Греции и Рима.

Любая теория проверяется на практике. Нас учили о том, что «практика – это критерий истины». Поэтому я не мог обойти вниманием жизненный опыт, личный и общечеловеческий.

Вторая часть моей книги посвящена практическим наблюдениям и обобщениям: о питании организма, способах его очищения, гимнастических упражнениях, методах закаливания, сексуальных отношениях, психическом здоровье, наконец, об опыте мастер-классов по ЗОЖ.

Хочу также выразить свою искреннюю признательность моим непосредственным учителям и предшественникам, благодаря которым я стал более внимательно относиться к здоровью: Игорю Николаевичу Афонину, Владимиру Александровичу Сацевичу, Виктору Викторовичу Селиванову, Валентину Андреевичу Толкачёву, Наталье Александровне Гринченко, Карлу Георгиевичу Башарину и Александру Николаевичу Маюрову, основателю и председателю Международной академии трезвости (МАТр). 

Здоровое тело особенно ценят калеки, хорошее зрение – слепые, а острый слух – глухие. Вместе с тем, кто определит ту грань, где кончается полноценное здоровье и начинается болезнь? Если использовать научные способы диагностики, то после серьёзного обследования почти каждый из нас будет определен как подлежащий лечению или, по крайней мере, профилактике организма.

Древние пророки предрекали драматическую эпоху Кали-Юги, время всеобщей деградации, вырождения, которое по христианским пророчествам завершится «концом света». Каждый из нас свободен в выборе: либо по инерции катиться в пропасть упадка, либо сознательно противостоять деградации, искать пути спасения и возрождения. 

Я выбираю плавание против течения. Путь омоложения и воскрешения плоти. Я прекрасно понимаю, что тысячелетние знания о телесном здоровье, духовной трезвости и мировой опыт медицины – это бескрайний океан, где мой личный вклад – лишь капля в море. Понимаю, что сам далёк от совершенства, что нахожусь на Пути к преображению. Я – лишь внимательный ученик и вдумчивый историк, открывающий двери в Храм Вечной Мудрости. 

Очень рассчитываю на обратную связь с читателем, чтобы убедиться в реальности вашего внимания и узнать обоснованное мнение. Буду признателен за любые конструктивные замечания и пожелания.

От всего сердца желаю всем здоровья, удачи, любви и благополучия!

ЭТО БЫЛ РАЗДЕЛ ИЗ КНИГИ П.В. ТУЛАЕВА «ИСКУССТВО ЗДОРОВЬЯ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА». ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.