Екатерина Бурика. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ ДЛЯ СЕРДЦА И РАЗУМА – ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ.

«С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре…»

М. Матусовский

Рис. Е.Ю.Бурика. Тропинка

Любовь к Родине начинается с первых дней, с первых шагов, с первой книги… Всё, что окружает человека с детства, что он видит, слышит, чувствует – формирует его отношение к себе и к окружающему миру. Из этих деталей, как калейдоскоп складывается понимание: хорошо – плохо, своё – чужое, родное и ценное. Маленький исследователь познаёт далёкий мир по книжкам, которые читают ему мама и папа, и потом, перелистывая страницы, сам вспоминает волшебные истории, глядя на красочные картинки. Так развивается образное мышление, любознательность и  память. Именно поэтому важно, чтобы иллюстрации были качественными, с хорошей цветопередачей, нарисованные опытными художниками, чтобы персонажи обладали  приятными чертами и правильными пропорциями. Грамотный подбор палитры, тонкие сочетания чистых оттенков и гармоничные пропорции благоприятно воздействуют на психику человека особенно в юном возрасте. Именно от иллюстраций зависит, каким видит ребёнок этот мир через книгу – враждебным и уродливым или добрым и светлым.

Рис. 2. Е. Ю. Бурика. Кот Буся

История иллюстрации в отечественной детской литературе начинается с развитием в России книгопечатания. В первую очередь это Буквари, в которых чтение и рассматривание картинок было напрямую связано с процессом обучения. Самые известные из них: «Букварь» Кариона Истомина (1694), в котором текст и иллюстрации были гравированы на меди Леонтием Буниным, а так же русские «Азбуки» и «Прописи» XVIII в., оформленные виньетками. В воспитании и обучении детей чтению большое значение имели народные картинки-лубки. В конце XVIII века в России появились первые иллюстрированные учебники, гравированные иллюстрации в которых имели в большей степени познавательный, чем художественный характер.

Значение художественной иллюстрации в воспитании детей глубоко понимали ведущие представители мировой культуры. Русский просветитель и педагог Н.И. Новиков, выпускал в Московской университетской типографии свой знаменитый журнал «Детское чтение для сердца и разума», считая важной целью универсальное гражданское и патриотическое воспитание детей.

Лучшие примеры иллюстраций в русской детской книге второй половины XIX века связаны с творчеством таких выдающихся художников-реалистов, как В. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. А. Серов, М. В. Нестеров. Их работы – драгоценное  художественное наследие, способное служить нашему современнику так же, как служат  ему  классические литературно-художественные произведения.

Замечательный русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский называл иллюстрацию в детской книге одним из важнейших средств воспитания и обучения. Он рекомендовал иллюстраторам органически сочетать познавательное начало в детской книге с началом художественным. Требования к иллюстрациям для взрослых и детей различны. Для взрослых количество иллюстраций к произведению меньше. В книгах же для детей, которые не умеют читать, ставится задача изобразительного пересказа произведения во всех его подробностях, чтобы ребёнок смог рассказать сюжет книги по картинкам. В иллюстрациях В. М. Васнецова и Е. Д. Поленовой чувствуется глубокое уважение к народному художественному ремеслу, любовь к национальному прошлому, вековым устоям крестьянского быта. Елена Дмитриевна Поленова собирала образцы народного творчества по русским сёлам и деревням, записывала сказки и зарисовывала орнаменты, украшения избы, утварь, одежду, а затем, воплощала их в чудесные иллюстрации. Виктор Михайлович Васнецов в своём стремлении создать красивую книгу для детей, опирался на традиции русской живописи и древнерусской книжной миниатюры. Он разработал свою собственную декоративную манеру такого цветного рисунка, который выглядел на странице книги так чётко и стройно, как роспись на стене храма. Творческий поиск Е. Д. Поленовой и В. М. Васнецова открыл путь для дальнейшего развития приёмов художественного переосмысления мотивов и форм древнерусского и народного искусства.

Рис. 3. Е. Д. Поленова. Орнаменты

Художники XX века видели свою просветительскую роль в том, чтобы исконные элементы исторически сложившейся русской народной среды трансформировать в современных художественных формах и внести их в профессиональное изобразительное и прикладное искусство. Детская книга, как один из обязательных предметов городского современного быта, стала для них важным и надёжным способом донесения до массового сознания  эстетики народных художественных традиций.

Весьма интересно применение психологии детской игры в книгах Владимира Михайловича Конашевича и Юрия Алексеевича  Васнецова. Конашевич понимал детскую игру как великий и естественный дар перевоплощения. Ярко и своеобразно проявление детской игры у замечательного иллюстратора книги «Для самых маленьких»  Ю. А. Васнецова. Большинство песенок, поговорок, небылиц и сказок Васнецов преподносит как игры, проницательно понимая, что они  произошли из детских игр. Иллюстрируя русский народный фольклор, художник заставляет маленького зрителя книжки-картинки не только мысленно участвовать в задуманной им игре. Рассматривая книгу, подобно детям, он как-бы и сам «играет» в тех формах, какие близки повседневной детской игре. Наряжая своих героев – зверей, кукол, маленьких детей, – в праздничные кафтаны и сапожки, платки и фартуки, от страницы к странице меняет на них банты и шапки, украшает деревенские избы, печки и лавки вышитыми полотенцами и салфеточками, расчёсывает и переплетает хвосты и гривы сказочных коней. Художник ловко и убедительно использует образы народного изобразительного творчества, превращая их в формы, доступные и близкие глазу ребёнка. В художественных приёмах, кроме вовлечения ребёнка в игру и  побуждения его к самостоятельному творчеству на бумаге, есть ещё одна высокая цель: взращивать в маленьких детях художественное чутьё, хороший вкус и любовь к русскому быту и традициям. Сознательное обращение художников к народному творчеству в иллюстрировании детской книги связано с глубоким пониманием того, что художественное мышление народа в своей непосредственности соприкасается с детской психикой. Иллюстрация,  впитавшая  веками сложившиеся формы народного искусства, становится могучим средством воспитания  ребёнка.

Рис. 4. Ю. А. Васнецов. Зайка

Читая детям  книги, помните, что воспитывать юное поколение, людей будущего – это значит создавать завтрашний день. Формирование человека созидательного общества предполагает не только развитие мышления, широкую образованность, общественную активность, но и всестороннее развитие его чувств.   Роль старших – с терпением и любовью лепить характер растущего человека  так, чтобы с первых же дней его жизни интеллектуальное и эмоциональное развитие было гармоничным.  И детская литература –  надёжное средство для этого. Показывая ребёнку  красоту и многообразие человеческих чувств, она пробуждает в нём ответные движения души.

Библиографический список

1. «Детская литература» [под ред. доктора филологических наук Е.Е Зубаревой]. – Москва: «Просвещение», 1989 – 399 с.

2. «Ладушки». Русские народные песенки. Рисунки Ю. Васнецова. – Москва: «Детская литература», 1985 – 16 с., ил.

3. «Лиса-лапотница». Сказка. В.И. Даль. Рисунки В. Конашевича. – Москва: «Детская литература», 1983 – 16 с., ил.

4. «Основы оформления советской книги» [под ред. члена-корреспондента  Академии наук СССР А.А. Сидорова и кандидата технических наук В.А. Истрина]. – Москва: государственное издательство «Искусство», 1956 – 510 с., ил.

5. «Русская сказка в творчестве Ю.А. Васнецова»: Альбом [сост. И автор текста В.Н. Петров]. – Л.: «Художник РСФСР», 1985 – 140 с., ил.