26 мая, 2024

Павел Тулаев. «Искусство здоровья: история, теория, практика». ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К ЭПОХЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ.

В эпоху Средневековья, то есть между Античностью и Новым временем, с которым связаны буржуазные революции и преобразования, в медицине были распространены каноны Гиппократа, Галена, Авиценны. На Востоке по-прежнему господствовали классическая аюрведа, йога и буддизм махаяны, дополненный тантризмом.  Православная Церковь опиралась на идеалы святых отцов, или «патристику», обобщенную в собраниях типа «Добротолюбия».

В христианском мире богословие и врачевание шли рука об руку. В университетах медицину тогда преподавали монахи. Например, выдающийся учёный-энциклопедист Альберт Великий (XIII век) был не только теологом-схоластом, но также философом со знанием естественных наук, за что получил титул Doctor Universalis (Доктор Всеобъемлющий).

Врач Генрих Корнелиус (1486-1535), известный под псевдонимом Агриппа, будучи разносторонне образованным в натурфилософии, алхимии, астрономии и других сферах знания, разрабатывал своё учение, независимое от Церкви.  Подвергнув современную ему науку язвительной критике, он написал знаменитый трактат «О тайной философии» (De Occulta Philosophia), став родоначальником западного «оккультизма». Жизненный опыт Агриппы отражен в произведениях многих писателей: он вдохновил Гёте на поэму «Фауст», стал действующим лицом в романе Брюсова «Огненный ангел» и выведен в качестве героя в одноименной опере Прокофьева.  

Большим авторитетом пользовался германский учёный Парацельс, чье подлинное имя было Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (1493-1541). Он был продолжателем Агриппы, одним из апостолов оккультных наук и предтечей основателей тайных обществ, ныне известных как масонские. Однако, в отличие от философов и богословов, Парацельс был профессиональным медиком, служил военным хирургом в императорской армии. Родившись в семье врача, он изучил основы хирургии и терапии уже в юные годы, а после окончания университета в Ферраре был удостоен степени доктора медицины.

Путешествуя по многим странам Европы, Парацельс черпал знания из всех доступных ему источников: от классических трудов по врачеванию до бродячих лекарей, освоив также опыт народного целительства. Его собственное учение, революционное для своего времени, сочетает медицину, магию, алхимию, астрологию. Оно не было принято в стенах университетов, а сам автор был объявлен самозванцем и шарлатаном. Тем не менее, профессиональный врач обобщил свои многолетние исследования о происхождении и протекании болезней в книге «Парамирум» (1532), а еще через год написал критический труд «Лабиринт заблуждающихся медиков» (1533).

Средневековой медицине Парацельс противопоставил «спагирическую» школу, созданную на основе учения Гиппократа. Согласно этому учению, человеческий организм состоит из тех элементов, которые образуют все прочие тела природы. Когда мы здоровы, все вещества находятся в равновесии друг с другом, а когда баланс нарушается, начинается болезнь.

Владея знаниями современной ему фармацевтики, автор «Парамирума» утверждал: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным». Это своего рода перевёртыш классического принципа тибетской медицины: «Всё в природе может быть лекарством, когда знаешь время и меру его применения».

В последние годы жизни Парацельс углубился в философию, астрономию и тайные науки.  Он исходил из древних знаний о том, что человек — это микрокосм, в котором отражаются все элементы и законы макрокосма. Одухотворённая личность несёт в себе образ Творца. Эти идеи отражены в сочинении: «Химическая псалтырь, или Философские правила о Камне Мудрых».

Проживая в Зальцбурге, странствующий врач обрёл желанный покой и уют, удобные условия для работы ученого. Однако, смерть его настигла в сравнительно раннем возрасте, в 48 лет.

На памятнике знаменитому учёному имеется надпись: «Здесь лежит Филипп Теофраст звания Доктор Медицины, что те многие язву, проказу, подагру, водянку и некоторые неизлечимые заразные болезни тела чудесным искусством излечил и распределением и отдачей своего имущества бедным почтил. В год 1541, в 24-й день сентября, сменил жизнь на смерть».

Образ Парацельса весьма популярен в литературе и кино. Он повлиял на появление таких знаменитых произведений, как роман «Франкенштейн» М. Шелли; упоминается в рассказах Г.Ф. Лавкрафта и в романе С. Моэма «Маг». Писатель Х.Л. Борхес посвятил ему рассказ «Роза Парацельса», а режиссер Г.В. Паст фильм «Парацельс».

В эпоху Возрождения формируется гериатрия (учение о старости и путях её преодоления). Её пионером был итальянский врач Г. Церби (1445–1505). Развивая классические тезисы Галена, он считал, что в молодости пища равномерно распределяется по всему телу потому, что осуществляется гармоничное снабжение влагой и теплом. Благодаря многократному повторению этого процесса потеря влажности в организме постепенно растёт, а это приводит к уплотнению тканей. “Прирожденное тепло” мало-помалу использует влагу организма и высушивает его. В свою очередь, влага усиленно потребляет “природный жар”. Причина старения, таким образом, заключается в нарушении оптимального соотношения влаги и тепла в организме.

Причины долголетия описал на основе своего личного опыта венецианский аристократ Людвиго Конрадо (1465–1566). В молодости он вёл разгульный образ жизни, предавался кутежам, пьянству и обжорству. В сорокалетнем возрасте он оказался прикованным к постели из-за недугов. Когда врачи не смогли помочь Людвиго поправиться, он обратился к древнему средству лечебного голодания. И произошло чудо. Больной не только излечился, но прожил здоровым до 95 лет. В 83 года Конрадо написал трактат «Об умеренной жизни», обессмертив своё имя.

В этом историческом контексте нельзя не упомянуть также знаменитого английского ученого-энциклопедиста Фрэнсиса Бэкона (1561-1626). Он признан как философ, историк, политик, писатель-утопист и считается в Великобритании основоположником эмпирической школы. В книге IV классического произведения Бэкона «Великое восстановление наук, или Новый Органон» есть глава 2, где обосновывается разделение учения о человеческом теле на медицину, косметику, атлетику и науку о наслаждениях, а сама медицина подразделяется на три отдела: поддержание здоровья, лечение болезней и продление жизни.

Рассмотрим последний раздел как наиболее новаторский для той эпохи. Будучи сторонником строго обоснованного научного подхода, Фрэнсис Бэкон предупреждает читателя, что тема продления жизни хотя и пользуется популярностью, но часто обсуждается по-дилетантски и на основе суеверий. Для решение такой сложной задачи, как обращение вспять естественного для природы процесса старения недостаточно принимать какое-нибудь драгоценное лекарство. Это дело, требующее большого труда, применения весьма многочисленных средств и правильного сочетания их между собой.

С точки зрения английского философа, существуют три главных пути продления жизни: замедление процесса изнашивания организма и атрофии жизненных органов, надежное поддержание существования и обновление того, что уже начало стареть. Помешать изнашиванию организма можно двумя путями: либо ослабляя вредоносное воздействие агентов разрушения, либо усиливая способность к сопротивлению той среды, которая подвергается этому воздействию, т. е. жизненных соков тела и его самозащитой системы.

«Сопротивляемость организма, – пишет Бэкон, – усиливается, если его жизненные соки делаются или плотными, или влажными, или же маслянистыми». Уплотнение достигается простой и грубой пищей, жизнью в холодном климате, физическими упражнениями и купанием в некоторых минеральных источниках. Влажность достигается употреблением сладкого, воздержанием от солёного и кислого, а маслянистость с помощью мазей, кремов и специальных ванн. Он также рекомендует лечебное голодание и пускание крови, которые омолаживают весь организм. В любом случае, по мнению исследователя процессов старения, надо избегать слишком резких изменений и тяжелых нагрузок на организм. Следует применять все средства последовательно, регулярно, в определенное время и в определенном порядке.

Идеи Фрэнсиса Бэкона развивали с учётом собственного опыта шотландский психиатр Джордж Чейн (1671–1743) и классик немецкой медицины Фридрих Гофман (1660–1742). Оба признали значение целебного голодания, которое особенно рекомендуется при полнокровии, ревматических и кожных болезнях.

В эпоху Возрождения и Просвещения не стояла на месте клиническая медицина, накопившая за столетия развития огромный опыт.  В XVI веке фламандец Андрас Везалий, работавший в Падуанском университете, исправил некоторые ошибки в учении о строении тела римлянина Галена и составил новый, боле полный и точный, атлас научной анатомии. 

Выдающийся английский врач Уильям Гарвей опубликовал в 1628 году свой труд «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных». Он доказал, что кровь движется по всему телу, благодаря сложной системе артериий, вен и капилляров.

Итальянский врач Бернардино Рамаццини в конце XVII века заложил основы професиональной паталогии. В своём труде «О болезнях ремесленников» он описал около 50 типичных для них заболеваний.

Вскрытие трупов умерших, запрещенное Церковью в эпоху средневековья, позволило врачам проследить взаимосвязь между внешним протеканием болезни и изменением внутренних органов.  Это дало толчок к развитию учения о тканях тела и клеточного строения. Развитию медицины способствовала паталогическая анатомия, основателем которой в Европе считается Дж. Морганьи.

К началу XVIII века в среде ученых-энциклопедистов сложилась материалистическая школа, рассматривавшая природные процессы с механистической точки зрения. В частности, в трудах выдающегося медика и практикующего врача Жульена Офрее де Ламетрии «Человек-растение» и «Человек-машина» биологические существа подобны запрограммированным роботам, в разной степени наделенным разумом. Здесь был сделан шаг навстречу к теории эволюции, согласно которой весь мир органически един и взаимосвязан в своем поступательном развитии.

Выдающейся личностью эпохи Просвещения был Кристоф Вильгельм Гуфеланд (1762–1836), лейб-медик прусского короля Фридриха Вильгельма III.  В начале XIX века он возглавлял кафедру паталогоанатомии в Берлинском университете. Всеобщую известность ему принесла книга “Макробиотика, или Искусство продления человеческой жизни” (1796), переведенная на многие языки, а также медицинский журнал, который называли” журналом Гуфеланда”.

Русский поэт-переводчик В.А. Жуковский переложил на русский язык фрагменты из книги о продолжении жизни. В основном это практические советы. При желании их легко скачать в интернете и изучить самостоятельно. Я же проанализирую монографию Гуфеланда в целом.

В первой части книги, изданной на русском языке в 1857 году под названием “Наставление народу”, содержится исторической обзор проблемы долголетия: от египтян и греков до Бэкона и Каллиостро. Далее изложено исследование свойств и законов жизненной силы в природе и у человека. Разбираются примеры глубокой старости и причины смертности. Влияние духовного образа мыслей на долголетие.  Наконец, объясняются физиологические основы здоровья, а также главные условия для достижения телесного совершенства.

Вторая часть книги – практическая.  Она состоит из двух отделений, где названия главок говорят сами за себя.

“Средства жизнь сокращающие”: 1. Изнеженное воспитание; 2. Любовное распутство; 3. Чрезмерное напряжение душевных сил; 4. Болезни; 5. Нечистый воздух; 6. Неумеренность в пище и питии; 7. Страсти, досада, излишняя заботливость; 8. Боязнь смерти; 9.   Праздность; 10. Мечтательность. 11. Яды физические и заразительные. 12. Преждевременная старость.

К ядам Гуфеланд относил алкогольные напитки, о чем говорит его небольшая брошюра “Об отравлении вином”, напечатанная в 1840 году в Санкт-Петербурге.

Заключительное отделение второй части монографии о долголетии описывает средства, способствующие продлению жизни: 1. Хорошее физическое происхождение; 2. Благоразумное физическое воспитание; 3. Деятельная и трудолюбивая юность; 4. Воздержание от любви (т.е. секса) в юности и безбрачном состоянии; 5. Счастливое супружество. 6. Сон (правильный); 7. Телесное движение; 8. Пребывание на свежем воздухе; 9. Сельская жизнь и садоводство; 10.  Путешествия; 11.  Опрятность и чистота; 12. Хорошая диета и общая умеренность в пище; 13. Спокойствие души; 14. Открытость характера; 15. Умеренное наслаждение внешним и внутренним миром; 16. Своевременно лечение и обращение к врачам; 17. Помощь в родах; 18. Приличная старость; 19. Совершенствование телесных и душевных сил.

В заключение сообщу, что упомянутая книга сравнительно недавно перепечатана в Петербурге (2013 год), однако я пользовался дореволюционным изданием.

В то время как некоторые врачи занимались пропагандой здорового образа жизни, теоретическая медицина не стояла на месте.  Переворотом в науке стало эволюционное учение Чарльза Дарвина. Его учение о материалистическом происхождении человека от общих предков и естественном отборе живых организмов в условиях борьбы за выживание, обобщенное в знаменитой книге ««Происхождение видов» (1859), оказало огромное влияние не только на биологию, но и на медицину. Стала развиваться теория наследственности, генетика, евгеника. Проблемы врожденной гениальности или патологии получили широкую огласку и вызвали бурные дискуссии среди специалистов. Наиболее резко критиковали биологический детерминизм Дарвина представители религиозных школ, богословы и врачи христианской традиции.

ЭТО БЫЛ РАЗДЕЛ ИЗ КНИГИ П.В. ТУЛАЕВА «ИСКУССТВО ЗДОРОВЬЯ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА». ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.