Киномарафон Константина Серебрякова в Доме Кино был приурочен к его 55 летнему юбилею
Балансируя на грани жанров
«Кино – важнейшее из искусств», «кино – самое массовое искусство», «из всех искусств кино является самым рациональным, и самым дорогим видом творчества», «кино – это коллективное творчество, обладающее наибольшим социальным влиянием из всех искусств». Эти афоризмы об индустрии кинопроизводства общеизвестны. Вероятно, каждый человек, идентифицирующий себя с киноискусством, выбирает наиболее близкую для своей психологии формулировку о том, что же такое, собственно кино. Слово из четырех букв подобно карандашу, который, поворачивая в пальцах, видишь то одну, то другую грань. В современном кино, как авторском (режиссерском), так и продюсерском (цеховом) важнейшим является ответ на вопрос, «зачем эта кинолента снята, какую цель преследуют ее создатели?»
Киноискусство не может ограничиваться «эмоциональным шоу», «аттракционом», «инструментом улучшения настроения», даже если именно такие фильмы дают наибольшие кассовые сборы. Хотим мы этого или нет, но эмоционально окрашенные визуальные образы обладают наибольшим влиянием на человека. Поэтому выходя из зрительного зала после просмотра фильма, человек становится несколько иным. А бывает и так, что невольно идентифицируя себя с ярким персонажем, человек после фильма меняет свое поведение и поступки, по сути – судьбы. У каждой эпохи – свои кинолица. В советские годы это были Чапаев и Штирлиц, Сухов и Верещагин, Шурик и Остап Бендер, Трус, Балбес и Бывалый, Деточкин и Жеглов, «тот самый» Мюнхгаузен, и Шерлок Холмс. В девяностые – пришедшие из Голливуда кинодивы и брутальные мужчины- супермены. Сегодня, когда российское кино становится вновь востребованным, к зрителю приходят новые герои. Но кто же они, – обобщенные типажи, списанные с натуры, или же художественные образы, с высокой долей вымысла и авторской фантазии? Но не только уровень обобщения и типизации образа героя отделяет фильм игровой (или как раньше говорили, художественный) от документального. Очень важна идея, «месседж» фильма, транслируемые на аудиторию. И сама зрительская аудитория в наши дни высоко дифференцирована. Здесь и проходит главный водораздел, на мой взгляд, между образом художественным и документально-фотографичным. Зритель, пришедший в кинотеатр на художественную киноленту, нуждается в ярких характерах и мощных конфликтах, разворачивающих сюжет, вовлекающих зрителя в экранное действо, и сопереживание персонажу. Конечно, если герой побеждает обстоятельства, внешнее зло и самого себя, то успех такому фильму обеспечен. Зритель нуждается в фильмах, способных воодушевить на трансформацию собственной жизни.
Но есть и другое кино. Документальное. Здесь все – фотографично, и подчас нелицеприятно. Это скорее телевизионный фильм, а не кинофильм, поскольку задача такой киноленты, – влияние. Самое влиятельное из искусств призвано обратить внимание на актуальную социальную проблему, и даже на разворачивающуюся социальную трагедию, Оно адресовано не массовому зрителю, а тем людям, от которых решение этих проблем зависит, – прежде всего, чиновников, политиков, людей облеченных властью и финансовыми рычагами управления обществом. Здесь может и не оказаться драматургического нарратива, складывающегося из ансамбля конфликтов, а – лишь проблематика. Если в игровом фильме, как и в романе, сюжет ведут характеры героев и конфликты, то в документальном фильме, так же, как и в журналистском расследовании доминирует проблематика, факты и события, а вот характеры – обезличены. Документальное кино близко к работе журналиста, выполняющий модерирование между властью и обществом. Для показа в кинотеатрах это кино чересчур мрачно, но имеет право на существования именно как инструмент влияния, ведь его задача – воздействие на политический истеблишмент, от которого зависит социальное благополучие и международная обстановка. Такие кинофильмы должны непременно иметь «канал» для показа, с выходом на адресата, и очевидно что это – телевидение.
Дистанцию между документальным кино и художественным при всей жесткости» «форматов», каждый продюсер и режиссер видит по-своему. Фильмы, вышедшие на экраны благодаря работе продюсера Константина Серебрякова балансируют на тонком лезвии между этими двумя мирами, – кинофотографии и киноживописи.
В июне Константин Серебряков отметил свое 55 летие, и в Доме Кино по этому случаю был организован «юбилейный киномарафон», с показом наиболее значимых фильмов, Эти работы нельзя назвать «легкими и воодушевляющими», поскольку в них развернулась кинолетопись конца XX века с острейшими социальными проблемами людей, невольно для себя самих перешедших из Союза жить в Россию. В фокусе внимания фильмов Серебрякова – человек, только лишь начинающий жить, ребенок (Ярик), подросток (Мятежники) или же человек молодого возраста (Пустой дом, Зона Турбулентности). Смотреть без слез эти фильмы невозможно.
Ярик – кинолента о «потерявшемся» ребенке, оказавшемся в незнакомом городе.
Пустой дом, – история иммигрантки, девочки – сироты из Киргизии, не имеющий образования, которая пытается найти работу вначале в Москве а затем в Европе.
Зона Турбулентности, – фильм с двойной проблематикой. Извечная тема «отцов и детей» (вернее, «матери и сына», – молодой человек пытается сепарироваться от матери), показан через «турбулентность» эпохи, в которой люди утратили прежние ценности, забыли о мечтах и пытаются просто физически выжить, избежать бандитских лап, и заработать на самое необходимое.
Все это- летопись криминальных, лихих 90х, и начала «нулевых», запечатленная на киноэкране. Эти фильмы, отнюдь не воодушевляющие, должны остаться хроникой лет, пережитых Россией, которую иногда политикам следует пересматривать, дабы удержать общество от скатывания в животную агрессию, криминал, безвыходность и страдание. (Здесь мне приходит на ум ассоциация с романом И.Ефремова «Час быка», и с кинофильмами, показанными Чойо Чагасом – Фай Родис, хранящимися в особом сейфе подземелья планеты Торманс, фактически визуальными документами, в которых показана подлинная кровавая история Земли). Однако, показ на экране крупным планом инферно не может не убивать в человеке надежду и волю, даже – смысл жизни.
Полагаю, что социально значимые фильмы Константина Серебрякова – должны выполнить функцию визуальных элементов летописи эпохи, запечатленных в кино- образах.
Впрочем, время не стоит на месте. И у каждого времени- свои жанры. Новый фильм Серебрякова, «Мятежники», (ред. Вл. Алеников) показывает не только проблему детей-сирот, но и «свет в конце тоннеля». Фильм воодушевляет, этим он и интересен широкому зрителю. И слабый может быть сильнее сильных, если на его стороне товарищи и правда. Зрителю хочется верить, что правда и добро восторжествуют, как мы видим это в советском ильме «Стрелы Робин Гуда», например. Герои «Мятежников» – тоже воюющие со злом юные воины, понимающие, что добро должно быть с кулаками. Пример детей дома-интерната воодушевит любого подростка. Такие фильмы надо снимать, потому что именно после просмотра подобной ленты у человека появляется воля к жизни, способность бороться и идти вперед.
И не случайно, фильм «Мятежники» был номинирован на участие в конкурсной программе фестиваля в Китае (Шанхай), весна текущего года).
На торжественном киномарафоне в Доме Кино присутствовали гости, – друзья и соратники Серебрякова. Вот лишь некоторые из них, пришедшие поздравить юбиляра
– Генеральный проюсер визуального фестиваля искусств , актриса Лариса Преториус
– Член правления гильдии киноведов Валерия Бондаренао
– Директор телеканала «Калейдоскоп» Елена Миронова
– Продюсер, режиссер, член АНО «Родина будущего» и проекта «Град Мастеров», Ирина Меленина
– Президент проекта «Арктика- Полярное кольцо» РГО РФ, полярник -путешественник, полковник Владимир Чуков.
Поступили поздравления также от ВГИКА, от литературного проекта Союза писателей «Золотое перо», и независимых продюсерских центров.
Вечер вела певица и поэтесса Елена Седова.
Новое время- новые форматы
Меняется время, и меняется тональность кино.
Новый фильм Константина Серебрякова – сериал «Маша плюс Чен равно война», (сценарий и реж. В.Зайкин), ироничен по своей тональности, обладает высокой динамикой действия, предельным лаконизмом диалогов. В фильме есть обращение к достаточно узнаваемым мотивам, – пандемии и биологического оружия, с одной стороны, и борьбы за передел мира и сфер влияния – с другой. Один из главных героев, кореец Чен, внук министра здравоохранения, обращает наш взор на реальную геополитическую игру, в которой Северная Корея – и Россия выступают значимыми игроками против «коллективного» Запада. Неудивительно, что в фильме есть и политики, и шпионы-нелегалы, и кадровые военные.
Вообще, сериал «Маша плюс Чен равно война» имеет несколько смысловых пластов. В настоящее время сериал находится в стадии чистового монтажа. Опираясь на сценарий и отснятый материал, позволю себе комментарий этого ироничного сериала.
С точки зрения формата, перед нами шпионский триллер, продуманная шахматная партия. Но в этом триллере перед каждым героем встает проблема личностного выбора, в котором рациональный расчет противоречит чувствам.. Собственно, выбор персонажа и определяет дальнейшее развитие драмы. Перед каждым героем встает выбор, между тем, что «должно быть» и тем, что ему подсказывает сердце. Например, главная героиня, Маша, мечтающая о профессии дизайнера, – дочь бизнесмена – фармацевта Разбегаева, лишена возможности реализовать себя в любимой профессии. Маша поставлена собственным отцом в жесткие требования, связанные с желанием ее отца «использовать» дочь как инструмент своего бизнеса. Он убежден, что быть «обеспеченной до конца жизни деньгами» – это высшее благо, которой он дарит дочери.
МАША
Папа, он кореец! Я не хочу продолжать этот разговор!
РАЗБЕГАЕВ
Сейчас во всем мире тренд на смешение наций. Ваши дети с Ченом будут милашки! (…) Ты тормозишь прогресс на планете!
МАША
Папа, прошу, не путай свой кошелек
с интересами всей планеты
Понятие «самореализации» и брака по любви Разбегеву неведомы, а радости исчерпываются почти животными удовольствиями: вкусно поесть, хорошо выпить, попариться в бане, развлечься. Разбегаев – муж микробиолога Надежды, создавшей уникальную вакцину «Панацея3». Но Разбегаеву достижения жены интересны лишь с точки зрения прибыли. Он и понятия не имеет о том, что такое «лабораторное тестирование препарата», – скорей бы продать, не вдаваясь в подробности! Бизнес Разбегавева, это договора и контракты с «влиятельными людьми», которые и обеспечивают продвижение лекарств, как «товара». Идею о «спасении человечества от пандемии», озвученную Надеждой, он воспринимает как «романтичную глупость». Деньги и только деньги! Ради оформления патента и продажи новой вакцины в Корею, Разбегаев стремится выдать Машу замуж за корейца Чена только лишь потому, что этот брак сулит небывалые барыши, – Разбегаев получит возможность с корейцами создать «семейный бизнес». Собственная жена, Разбегаеву интересна лишь как «курочка, способная нести золотые яйца». Научные достижения Надежды, как и ее чувства, ему не интересны, а вот ради прибыли он пойдет на все.
МАША
Папа, я с тобой разговариваю. Ты
принимал таблетки?
РАЗБЕГАЕВ
Хотел цианистый калий, но не нашел
МАША
Твои акции рушатся потому, что тебя
бросила наша мама. Она была твоим
талисманом!
РАЗБЕГАЕВ
Твоя мама – параноик!
Вообще, мир чувств у Разбегаева вытеснила алчность, страсть к деньгам. О подлинных ценностях «бизнесмена от медицины» Разбегаева хорошо известно сотрудникам российских спецслужб
КОЗЫРЕВ, АГЕНТ
А если с Разбегаевым поговорить?
ПОЛКОВНИК
Бесполезно! Никто ему не указ. Этому
скоту интересно только зарабатывать
миллиарды!
КОЗЫРЕВ
Я понял. Если они сойдутся, Разбегаев
получит рычаг давления на Корею.
ПОЛКОВНИК
А значит, мировая пандемия!
Впрочем, сценарист и режиссер сериала «Маша плюс Чен», В.Зайкин, убежден, что главный герой, это агент спецслужб Матвей Козырев. Он делает то, что ему поручает шеф, полковник. Но однажды, жена Козырева, Наталья, заставляет молодого военного задуматься над тем, что тот творит на самом деле
НАТАША
Нет, ты послушай! Твоя работа –
вмешиваться в чужие жизни! С холодным
сердцем разрушать судьбы! Ломать и
калечить! Ты стал получать удовольствие
от страданий других людей! В тебе
не осталось ни жалости, ни сочувствия!
Ты просто извращенец, который наслаждается
чужими несчастиями! Остановись, Матвей!
Собственно, после этого конфликта, в поведении Козырева появляется осмысленность, и вопреки приказам, способность принимать решения самостоятельно. Но для его шефа, это – «непослушание», за которое в лучшем случае увольняют с лишением званий. Полковник, убежден, что он «спасает мир от пандемии», мирового политического кризиса и войны. Он отдает своему подчиненному приказ о ликвидации корейца Чена.
Как будут разворачиваться события, и какие решения примет каждый герой, мы вскоре узнаем из нового фильма К.Серебрякова и В.Зайкина «Маша плюс Чен равно война».
Будем надеяться, что две юбилейные пятерки отражают начало пути продюсера Серебрякова в новом жанровом формате, идущим в ногу со временем, а возможно, и опережающим его. Будем верить, что перед Константином откроются новые горизонты. Потому что дорога есть всегда.
Анна Гранатова, Кандидат филологических наук